06.07.2019 17:40

Есть такой уже попсовый маршрут в Республике - Каракольские озера. Настолько попсовый, что Миша зовёт его "Чемал", как бы ровняя их с ГЭС и о.Патмос. Смешная фраза сложилась на обратном пути уже с озёр: "Ну Чемал... Там отдыхают такие люди,которые... Которые не остановились ещё на Ае!". И ведь есть в этих словах правда: на озёра от Элекмонара возит очень много машин разного калибра до места старта пешей,конной и автомобильной троп.  Соотвественно и на тропе людей ходят толпы, на тропах вокруг озёр тоже какой-то выгул не туристически закаленных людей... Но вот количество палаток радует - на верхнем озере не было вообще никого.

Решили на выходные не придумывать никакого треша, типа шитья или прополки картохи у родителей, и просто пошли погулять. Т.к. для велика мы не придумали ничего кольцевого, чтобы уложилось в два дня, то в плане появилась прогулка-подготовка к отпуску. Выбор пал на вышеупомянутый маршрут: недалеко, легко, и я там не была к своему стыду. Расскажу по порядку кратко, потом уже карты, описание маршрута и документальное подтверждение видосиками.
Самая адреналиновая часть - заброска. Это примерно 30км от Элекмонара, дорога отсыпана и есть даже мосты, но немного, переезжать реку надо будет часто. Мы взяли патриота и рванули с утра пораньше. Машина порадовала и мы даже не застряли нигде! А за 2 часа пешки до нижнего озера еще и туристы веселили: в сланцах, с купальниками, кто-то пил водку прям на тропе... и мы такие туристы в трекингах и с рюкзаками Очень много людей: возят туда в один день и на зилах, и на газиках, и на конях, и на вертолете). Несмотря на такой поток, мы очень хорошо сходили: поставили палатку на верхнем озере без людей и наслаждались видом. Кто не был (вдруг есть такие, как я ;-) , то мы бы посоветовали сходить. Но не одним днем. От нижнего озера до самого верхнего час ходьбы неспешно. Всего озер 7. У нас не получилось сходить на замок Горных духов из-за погоды, это на хребте и оттуда, говорят, отличный вид. Я довольная сильно: накупалась под дождем, еще там всякие птички и животинки мелкие: пищухи, бурундуки, которые меня в восторг сразу приводят.

Заброска
А вот до старта заброски еще надо доехать!
Сначала едем по Чуйскому, потом не сворачиваем за Усть-Семой и едем по Чемальскому тракту до с.Элекмонар. В Элекмонаре везде висят объявления о заброске на Каракольские озера и на о.Манас. Про цены на своем опыте сказать не могу, но на обратном пути мы до Элекмонара с озер мы подвозили ребят, они говорили, что возят на уазиках по 500 рублей с человека. Транспорт идет до урочища Соргат (некоторые водители поднимают до самих озер), это около 30 км, преодолеть это расстояние можно на проходимой машине, коне или велосипеде. Мы взяли Патриота и проехали практически без сложностей до самого урочища. Идти 30 км пешком... это сильно на любителя :-)
Каракольские озера. Муравей-Настя.

От урочища можно уже идти. На карте хорошо видно две тропы: автомобильную/конную дорогу и пешую. По пешему направлению можно проехать несколько км еще, когда мы поднимались, то там стояли УАЗики.

Тропа до озер
Пешая тропа выглядит не очень сложной и не слишком продолжительной. Время подъема до нижнего озера у нас составила 2,5 часа. На тропе встречалось очень много людей, которые собирались туда сходить искупаться и вернуться в этот же день. Посчитаем: 8 км подъем по тропе с множеством корней деревьев, набор высоты тоже дает знать о себе, спуск столько же км, корни никуда не убегают. Добавим дождь: сухой погоды там  как в любых горах, немного. Путь от нижнего озера до самого верхнего час минимум, чтобы все посмотреть... Получается, что галопом по Европам.

Озера

Мы шли, я не поверила, когда Миша сказал, что за кустами видно самое нижнее озеро! Оно внезапно появилось как будто!!! Совсем небольшое, но очень сказочное. Как болото, на берегу которого должна жить Баба Яга. Или Кикимора.

Страшным разочарованием стало то, что территорию базы на самом большом озере (третьем снизу) огородили, наставили табличек "Частная территория" и его посмотреть не удалось. Особенно расстроились личности, которые шли туда первый раз (не будем тыкать пальцем в Настю). Везде таблички, что вход платный, забор, но ни калитки, куда зайти и отдать деньги за проход, ни звоночка... ничего.
Каракольские озера. Муравей-Настя.

Тропа теперь пролегает вдоль забора, забор как раз огибает самое большое озеро, где камень, на котором все фотокарточки делают. Своей у меня такой нет, потому что "Частная территория", прикреплю двухлетней давности фотку Миши, чтобы было понятно, что стоит слазить через забор все-таки и посмотреть самое большое озеро. Говорят, что 5-е каракольское - визитная карточка Каракольских озер в целом.

Дальше прошли на 4-е озеро и пообедали. Тут помолчу, покажу фотокарточку, все будет ясно без слов. Кстати, на 4-м озере достаточное количество стоянок под палатки ;-)

Дорога от 4-го до 3-го, 2, 1 лежит по камушкам, нас на этих камушках застал отменный ливень! Мою недовольную моську для просмотра вот пожалуйста. Пока мы под потоками воды продирались по низкому кустарнику от 2-го озера до водопада, солнце приготовилось и кааааак выйдет! Жарко, душно, а потом опять вода. Миша успел поймать на камеру момент, так что фотография у водопада - единственная солнечная с момента выхода от нижнего озера

Палатку мы разбили у первого (самого дальнего) озера, благо, там было совсем пусто, чего мы так хотели. Потом погода решила над нами сжалиться и в 7м часу вечера появилось солнце. Мы пошли посмотреть, почему же вода такая голубая только с одного края озера. Ту не обошлось без моего писка: "Миша!!!Там такое животное! Ну такое круглое!".  А Миша смеялся и пытался мне объяснить, что это вообще не диковинка какая-то, а пищуха!

Мы запланировали сходить к Замку Горных Духов с утра. К сожалению погода нам не позволила этого: в ночь пошел дождь и ходил до 10 утра, а потом облако село на вершину скалы, Настя раскапризничалась и решено было идти вниз. По пути рассмотрели 2-е озеро, оно намного ярче, чем остальные.

Каракольские озера. Муравей-Настя.

Итак. Чего нам не удалось, так это залезть наверх и посмотреть Замок Горных духов. Так вот. Это не туры, которые сложены на хребте туристами. Это скала! Покажу еще раз картинку, как стояла наша палатка, чтобы для объяснения нашего неудавшегося марщрута был ориентир.

Ориентир - прямо по курсу! Скала. Дальше буду подписывать прямо на скриншотах с моей теперь любимой Викимапии. Надо было подняться по сыпухе верх (Подняться можно, Миша вечером забежал без рюкзака за 20 минут) и пройти по хребту.

Озера, как мы сказала неграмотная я, находятся в краевом секторе хребта Иолго, его можно посмотреть на уменьшенной карте.

Собственно все.
Обратный путь проходит ровно по той же тропе, что и путь наверх. С учетом того, что было воды больше, чем в день, когда мы пришли, то у меня был шанс продемонстрировать всю свою Божественную Грацию и подскользнуться на всех удачных и не удачных камнях. Добавляла устойчивости мне, конечно же, моя любимая редфоксовская ноша за спиной ;-) Это все я проделывала в трекинговых ботинках, которые меня по всякому покрытию уже водили, страшно представить людей в сланцах на этой же тропе! Вид меня с рюкзаком всегда забавный без падений и писка, но все-таки.
Настроение для Миши задавал еще мой периодический писк, который как бы значил: "Смотри, бурундук какой!" Только лишь значил, потому что слов не было! Просто писк! Миша мне тогда сказал, что бурундуки даже на пасеке водятся... Но об этом расскажу потом! Сейчас о рекомендациях, если кто-то соберется в поход на Каракольские озера.

Список вещей

1. Удобная обувь с хорошим протектором.
2. Дождевик, если тонкий, то лучше два, потому что много кустов, о которых все рвется.
3. Теплые вещи (вечером холодно).
4. Спальник, подходящий для ночевки при 0 температурах.
5. Крем от солнца/кепка, чтобы защитить нос.
6. Еда.
7. Палатка.
8. Внимательность, т.к. есть клещи.

Помните, что воды может оказаться неожиданно много! Одежду ходовую лучше выбирать быстросохнущую. Всем тепла!

Продолжение темы:

• Майские сборы в Актру-2017. Часть 2. Выживает сильнейший
  • Майские сборы в Актру-2017. Часть 1. Знакомство с отделением
  • Долина Актру. Обзор популярных маршрутов.
  • Вспомним 2016. Карагем.
  • Вся Россия с маленькой Викторией: Итоговый пост!