Авторизуйтесь на сайте, чтобы создать свой блог

Река Песчаная. Размышления о реке, о каньоне о безопасности

29.01.2014
"Лучше поздно чем никогда" подумал я и написал отчёт о майском прохождении каньона реки Песчаная :)

Алтай замечательное место для каякинга! Сюда съезжаются со все страны и не только. Но приезжают в Республику Алтай с её восхитительным “вайтвотером”, а вот в Алтайском крае мест для катания не столь много. Одним их них является река Песчаная. Точнее её 20-ти километровый каньонный участок перед выходом на равнину. А если ещё точнее то этот участок интересен только во время весеннего паводка.


e044016e3edfd67b9f70064bd7fc867e.jpg

Начитавшись отчётов и найдя подробную лоцию реки с указанием всех порогов погружаемся в авто и в путь! Дорога до Белокурихи хорошая и проезжается очень быстро. Дальше сворачиваем в сторону Солонешного. Тут надо быть аккуратнее. Специальное ребристой покрытие и внезапные ямы так и норовят подпортить подвеску и нервы водителю. В машине наc четверо, но каякеров - 3шт. Логистика на реке требует дополнительного человека, который потом перегонит авто на выход из каньона. Итак, едем в сторону Солонешного, но наша цель Карпово. На карте дорога показана через п. Первомайский, но по факту на легковом авто туда соваться не стоит, если конечно цель поездки не искать приключения из разряда трофи-рейдов, поэтому едем до Медведевки и там сворачиваем в сторону Карпово. Ночуем и с утра по раньше уже грузим снаряжение в прицеп свеженького, полноприводного трактора “Беларус”. Дальше только на тракторе. На улице солнечно, но всё таки май и весьма прохладно, поэтому ехать в прицепе особенно приятно! Примерно часа полтора тряски по убитой дороге, несколько бродов и мы у входа в каньон.

Стоит отметить что в отчётах о прохождении этого участка реки всё описано очень сурово. Ходят его в основном на катамаранах и на рафтах. И особенный страх добавляло то, что несколько лет назад здесь во время сплава погибло сразу 4 человека. Лоция распечатана и взята с собой, потому как у нескольких порогов стояла отметка “просмотр обязателен”. Перед поездкой думали плыть на родейниках(*), но в итоге решили не рисковать. Diesel 75, Diesel 80, Mamba 8.1.

Выгрузив всё снаряжение из прицепа трактора мы получаем напутствие от тракториста: “Осторожнее ребят! На реке сильный паводок. На одном из изгибов табличку увидите - остановитесь, помяните”. А на реке действительно паводок. Трава в воде, некоторые прибрежные кусты тоже в воде стоят. Трактор уезжает. Дороги назад нет :) Одеваемся, разминка, садимся в лодки, пошли.

Через километр река начинает ускоряться, появляются небольшие перекаты. Перед “Музеем туристов” неплохой перекат с небольшим котлом у левого берега. Мы на позитиве! Предвкушаем! “Музей туристов” - туристическая стоянка водников. На ней полно всякого хлама. Даже есть телефон, телевизор и холодильник :) Куча всяких статуэток и т.п. Вообщем от делать нечего водники на стоянке создали небольшую достопримечательность. Из полезного - в холодильнике есть немного крупы и ещё чего-то там. Но мы не на курорт приехали. 10 минут пофотались, размяли ноги и дальше. Идём очень осторожно, события не торопим, но ничего страшного пока не наблюдаем. Был один ориентир - ручей впадающая справа. После него должны были начаться самые интересные пороги. Но видимо мы его благополучно пропустили, а поэтому ориентиров других у нас не было. Река петляет сильно и понять где ты находишься можно наверное только по GPS или если постоянно следить по карте. Ни того ни другого у нас не было. Только лоция.

37105dcd1e63d673d094bb4cd6d69187.jpg

И вот впереди справа скальный прижим, река сужается и ускоряется, а впереди даже резкий перепад воды, за которым ничего не видно. Чалимся в улово, но в итоге решаем идти все вместе и без просмотра. Через всю ширину реки огромный пульсирующий вал с переходами в бочку, чуть в меньшую воду превратится в огромную бочку. Справа чикенвей(**). Проходим на границе чикенвея и вала. Чалимся в улово. Есть желание занести наверх и прыгнуть прям по центру. Но не делаем этого. Потому как впереди должно быть ещё интереснее. Судя по описанию это был порог Лестница. Перечаливаемся на левый берег, поедаем ништяки и делимся эмоциями. К траве стараемся не походить, район плотно заселён клещами. Встречаться с ними желания нет.

Идём дальше. Осторожничаем, но не напрягаемся. Пытаемся серфить, зачастую выбираем линии посложнее. Впереди опять срез воды. Чалимся. Один человек идёт смотреть. Ничего особенного нет - просто перепад и ускорение. Идём дальше в прежнем темпе. По смятым кустам видно что вода иногда поднимается повыше примерно на полметра, но такое ощущение что от этого река станет быстрее, но проще, потому как большинство бочек и камней просто зальёт. Хотя парочка котлов несомненно появится.

И тут случается epic fail. Слева впадает небольшая речка, да и места становятся знакомыми. Мы вышли из каньона! Полная неожиданность и даже разочарование. Ужасов описанных в отчётах мы так и не увидели, хотя старались их найти. Ещё полчаса и выходим на равнину и озёрный каякинг (***). В далеке на берегу виднеется наше авто. Чалимся, кушаем, грузимся и домой, в Барнаул. Конец.

Размышления
Уровень реки был несомненно паводковый. Опасных мест (варящих котлов или бочек, завалов и сифонов) на реке не было. Местами были большие для такой реки валы и сбойки, но они не представляют опасности, для нас они были в удовольствие. Небольших бочек по реке много, в самом начале даже был котёл. Но опять же котёл не подпёртый, а бочки так вообще упоминания в своём большинстве не стоят.

Так как же получилось так что на реке погибали люди? Анализируя отчёты повторно и отбросив из них “ахи”, “охи”, “вздохи” получаем несколько фактов. В отчётах упоминается использование катамаранов и рафтов. В случае нештатной ситуации они значительно опаснее каяка. При перевороте людей собрать сложно и далеко не факт что одев на себя много одежды из-за холодной погоды они способный самостоятельно выбраться на берег из горной реки. Страховка с берега не эффективна, если в воде оказались сразу несколько человек. Каяк такой проблемы лишён. Во первых переворот не является внештатной ситуацией и на ровный киль лодка возвращается очень быстро (при наличии опыта у каякера), а во вторых, даже в случае если каякер вылез из лодки, другим каякерам не составляет труда догнать и вытащить его на берег. Учитывая что сплавы из отчётов проводились в более холодную погоду (шёл снег) осмелюсь сделать вывод что люди гибнут на этой реке по двум причинам. Первая и основная - это холод. Будет достаточно нескольких минут чтобы человек замёрз в ледяной воде, добавьте сюда панику и быстрое переохлаждение будет гарантировано. Вторая возможная причина - утопление. Если одеть много тёплой одежды без водонепроницаемого костюма, то в случае попадания в воду она может добавить ни один десяток килограмм. Человек становиться тяжелее и начинет больше хлебать воду. Добавляем сюда панику и холод… Результат плачевен.

Выводы
Страховка. Если сплав опасный и погодные условия усугубляют ситуацию, то на сплаве крайне необходима страховка опытным каякером с воды.

Снаряжение. Снаряжение должно отвечать требованиям, которые предъявлет река. Никаких свитров “чтобы было потеплее” и никаких костюмов химзащиты “чтобы было сухо”. Свитер напитает в себя ведро воды, а химзащита наберёт через горло несколько вёдер воды. Тёплые вещи для ночёвки лучше положить в драйбег.

Мысли о реке. Сразу после сплава желания вернуться на реку не было. Прохождение каньона показалось проще, чем мы ожидали. Но спустя некоторое время первые эмоции прошли. Река не сложна, на видео с нашего сплава виден примерный её уровень сложности. Для каякеров не представляет опасности. Если в группе есть необходимое количество опытных каякеров, способных провести спас работы, а уровень остальных позволяет делать уверенный эскимосский переворот, то река будет очень интересна и полезна для тренировочного выезда новичков.

* родейник - небольшая лодка для фристайла на воде
** чикенвей - проход порога в обход основного препятствия по упрощенной линии
*** озёрный каякинг - гребля по ровной воде