Мост, которого нет, и казарма воздухоплавателей. Как выглядит самый закрытый музей Беларуси под открытым небом

27.03.2021 10:18

Мост, которого нет, и казарма воздухоплавателей. Как выглядит самый закрытый музей Беларуси под открытым небом

Воскресным утром туристическая группа толпится на стоянке недалеко от Северных ворот Брестской крепости. По календарю — конец марта, по ощущениям — начало февраля. Падает мелкий снег, ветер продувает насквозь. Старший группы пересчитывает людей по списку. Все 22 человека на месте, можно идти. Группа дробится на маленькие компании, трио, пары — и тонким ручейком уходит по лесной тропинке в сторону Польши. Люди проходят за шлагбаум с предупреждающим знаком о том, что впереди пограничная полоса, и упираются в сигнализационный комплекс: забор, закрытые ворота, распаханная контрольно-следовая полоса. Старший группы забирает паспорта, отдает их пограничнику. Через несколько минут ворота открываются — и люди переходят по вантовому мосту через реку Западный Буг. Так начинается экскурсия на остров Пограничный — самый закрытый музей Беларуси под открытым небом.

Наш гид по острову Пограничный — Сергей Сергеевич Козак

Пограничник на входе сразу предупреждает: сигнализационный комплекс и другие объекты, связанные с охраной государственной границы, фотографировать запрещено. С одной стороны вантового моста открывается вид на Брестскую крепость, с другой — на железнодорожный мост, который ведет в Польшу и бело-красный пограничный столб.

Линия государственной границы, которая проходит по Бугу, делает небольшой крюк, захватывая Пограничный остров. Дело в том, что в 1939 году при разделе Польши военные посчитали, что в районе крепости граница по Бугу им невыгодна. Поэтому реку пересыпали дамбой у моста на Тереспольских воротах, а перемычки крепостного рва убрали. В итоге вода пошла по обводному каналу, который выдали за русло реки Буг.

— Немцы поняли, что это не река Западный Буг, но обострять этот вопрос не стали, — рассказывает гид по Пограничному острову, сотрудник мемориала Сергей Козак. — Таким образом это укрепление осталось в составе Советского Союза. Перед войной укрепление прикрывало центральный остров крепости с западной стороны. Здесь размещались пограничники 17-го Краснознаменного пограничного отряда.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY
Пороховой погреб под крепостным номером 659

Из 300 пограничников, которые сражались на Пограничном, после войны в живых осталось 15

Для посещения остров Пограничный был долгое время закрыт, так как здесь располагалась одна из воинских частей пограничного отряда. Первую экскурсию по его объектам провели в 2013 году. С тех пор сюда можно попасть в составе организованных экскурсионных групп с гидом. Заявку на посещение с паспортными данными всех участников нужно подавать пограничникам за две недели до желаемой даты.

На территории острова располагается около 30 фортификационных объектов XIX—XX веков. Экскурсию проводят по одному утвержденному маршруту. Помимо гида из мемориального комплекса «Брестская крепость — герой», в каждой группе есть сопровождающий, который следит, чтобы никто не потерялся, периодически мимо туристов проходят пограничные патрули.

До Польши — рукой подать. Во время экскурсии можно даже услышать колокольный звон костела в приграничном Тересполе.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY
Разрушенный капонир, построенный еще в 30-е годы XIX века

Перед Великой Отечественной войной на Тереспольском укреплении размещались транспортная рота, курсы шоферов, сборы кавалеристов, физкультурников, саперный взвод, курсы кузнецов, военнослужащие 17-го Краснознаменного погранотряда, семьи пограничников.

В первые часы Великой Отечественной войны единого руководства в обороне острова не было.

— Потом сложились три группы, которыми командовали старшие лейтенанты Мельников, Черный и лейтенант Жданов, — рассказал Сергей Сергеевич, позже добавив, что из 300 пограничников, которые сражались на острове Пограничный, после войны в живых осталось 15 человек. Из командиров, которые руководили обороной, — только Аким Степанович Черный.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

«Если видел, что человек обрезан — сразу же здесь расстреливали»

Первой точкой экскурсии стал пороховой погреб под крепостным номером 659. Его построили из кирпича в 80-х годах XIX века, а в 1912 году модернизировали и укрепили железобетоном. Первоначально в нем хранили боеприпасы, потом использовали, как склад.

По словам экскурсовода, погреб немцы использовали, как фильтрационный пункт. Сюда приводили первых военнопленных, которых захватили в крепости.

— У погреба стоял немецкий пулемет. Пленных строили в шеренги, заставляли снимать штаны — и немецкий офицер в медицинском халате палкой подымал полы рубахи, рассматривая половые органы. Если видел, что человек обрезан — то есть, еврей — его сразу же здесь расстреливали. Причем расстрелянных немцы не хоронили, а сбрасывали в реку Западный Буг, где их уносило течением, — объясняет гид, ссылаясь на воспоминания очевидцев.

Остальных военнопленных немцы загоняли в погреб, а затем отправляли в концентрационные лагеря.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY
Внутри порохового погреба

Следующей остановкой по маршруту стали остатки шлюза — каменная труба в водяном рву мостового прикрытия 1870 года. В первый день войны в таком же объекте на Кобринском укреплении спаслась от артобстрела семья старшего политрука Николая Васильевича Нестерчука. В кирпичном сооружении укрылась его жена с детьми.

Далее гид ведет группу мимо крепостной бани 1870 годов постройки.

— 21 июня 1941 года был банный день. Пограничники помылись, надели чистое нижнее белье — и утром многие из них уже не проснулись, так как началась война. По воспоминаниям очевидцев, на чердаке стоял пулемет, кто-то вел огонь. Здесь несколько часов шли бои, не давая немцам пройти по дороге, которая вела с Тересполя на Брест. Здание было частично разрушено, после войны оно восстанавливалось. Здесь находилась столовая, склады продовольствия и клуб. Сейчас здание в аварийном состоянии, — рассказал экскурсовод.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY
Крепостная баня 1870 годов постройки

История моста

Ранее Тереспольское укрепление соединялось с Цитаделью висячим мостом, который вел прямиком к Тереспольским воротам. Построили его в 1840 годах. Поговаривают, что это был один из красивейших мостов Российской империи. Приходится верить на слово. До наших дней Тереспольский мост сохранился лишь на картине Мартина Залесского 1846 года. Репродукция работы установлена на стенде обзорной площадки.

Картина Мартина Залесского, 1846 год
Картина Мартина Залесского, 1846 год

— Сам мост не стоял на опорах, а висел на металлических вантах. С каждой стороны было по три пилона, украшенные маскаронами (скульптурная деталь, выполненная барельефом — TUT.BY), которые были сделаны из чугуна в виде доспехов, ликов льва. Некоторые маскароны были найдены при расчистке береговой линии. Над центральными пилонами был двуглавый орел — герб Российской империи — сделанный из чугуна, покрытый позолотой. Над воротами тоже были сделаны гербы Российской империи, — описал мост Сергей Казак.

Во время Первой мировой войны в 1915 году мост вывели из строя. В польский период его восстановили. Мост уже стоял на опорах, а не держался на вантах. В 1944 году во время отступления немцы подорвали все переправы через Западный Буг, в том числе и Тереспольский мост.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY
Вид на Тереспольские ворота

В свое время бывший председатель Брестского горисполкома Александр Палышенков вынашивал амбициозный план восстановления Тереспольского моста. Ожидалось, что его будут использовать пешеходы и велотуристы для посещения острова Пограничный, а в перспективе по нему можно было бы пешком попасть в польский Тересполь. Однако планы так и остались на бумаге.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY
Пороховой погреб

«Каждому немецкому солдату был положен месяц отпуска»

Рядом с обзорной площадкой на месте бывшего Тереспольского моста располагается каменный флигель — двухэтажная казарма воздухоплавательного отделения Брест-Литовской крепости 1901−1902 года постройки. В начале Великой Отечественной войны здесь размещалась транспортная рота 17-го Краснознаменного пограничного отряда.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY
Каменный флигель — двухэтажная казарма воздухоплавательного отделения Брест-Литовской крепости 1901−1902 года постройки

— В годы оккупации немцы использовали это здание как перевалочный пункт. Каждому немецкому солдату был положен месяц отпуска. Они приезжали с фронта на брестский вокзал, шли сюда пешком, сдавали здесь форму в химчистку, оружие на склад. Им давали сутки на то, чтобы форма высохла и они отдохнули. Затем надевали форму, брали подарки — и шли пешком на вокзал в Тересполь, откуда ехали в отпуск в Германию, — объяснил гид.

От Тереспольского моста гид провел группу вглубь острова, ближе к границе по старому Варшавскому тракту. Там экскурсанты смогли посмотреть на разрушенный капонир, построенный еще в 30-е годы XIX века. Перед Великой Отечественной войной здесь размещались курсы шоферов Белорусского погранокруга.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Оттуда возвращаемся к Бугу, минуем руины бывших конюшен 1901−1902 года и осматриваем еще два пороховых погреба, построенные во времена Российской империи.

На прощание забираемся на смотровую площадку, обустроенную на месте снесенной беседки. Отсюда открывается еще один замечательный вид на крепость и Западный Буг. Двухчасовая экскурсия подходит к концу. Группа возвращается к вантовому мосту, пограничник возвращает паспорта — никто не потерялся, люди уходят за ворота.

Следующая экскурсия на остров Пограничный — в мае.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY
Пороховой погреб

Источник

© «Алтай Экстрим» 2008-2024

Политика конфиденциальности | Правила пользования сайтом

Карта сайта: XML | HTML | Контакты

X

altaex.ru

Вверх