Чемпионат России по парапланерному спорту проходит в Курае уже много лет. Случаются и экстренные посадки пилотов из-за изменения погодных условий, и падения.
Каждый соревновательный день спортсмены начинают с подъема на одну из гор
Курайской степи. Они складывают свои не расчехленные крылья на мягкий ковер из местных трав, берут приборы GPS и усаживаются перед грузовиком, на котором закреплена карта местности. Главный
судья соревнований, Владимир Ильич Задорожный, тем временем несколько раз уточняет по рации состояние и направление ветра, постоянно перестраховывается. Вот он выходит на брифинг и обозначает точки сегодняшнего маршрута. Спортсмены задают вопросы, оживленно болтают между собой и идут раскладывать крылья. Когда большая часть спортсменов готова к полету, перед стартом повисает пауза, Владимир Ильич ждет свежие данные, обдумывает... и открывает стартовое окно.
Пока взлетают пилоты Владимира Ильича отвлекать нельзя. Он неустанно вертит головой из стороны в сторону, сопровождая каждого из участников. По рации говорят об изменении направления ветра и приближении дождевых туч. Владимир Ильич озирается и, найдя грозовые облака в стороне Акташа, долго всматривается в них. Потом что-то бубнит в рацию. Стоящие рядом пилоты уже знают, сегодняшний день полетов будет отменен, потому что "Ильич рисковать не станет". А вот и звучит "Стоп таск!".
Тучи перемещаются довольно быстро и резко меняют свое направление. Главная опасность - они засасывают пилотов. Вовремя уйти от дождевого облака и безопасно приземлиться - вот в чем проявляется мастерство пилотов. А они, несомненно, здесь все мастера. Попасть на Россию может не каждый. Для участия необходимо входить в первые 120 пилотов национального рейтинга, быть участником курайских стартов предыдущих лет и быть участником соревнований ФАИ этого года.
Один из последних дней стартов
Чемпионата России по парапланеризму в Курае, 26 июля. Хорошая летная погода резко меняется на грозовые облака. Звучит "Стоп таск". Все пилоты совершают посадку. Все, кроме четверых.
Парапланеристка из Пятигорска Анна Дарченкова одну ночь провела в горах. Анну нашла команда парапланеристов-спасателей утром следующего дня.
- На земле я оказалась только через час после объявления стоп таска. Сдувало со скоростью 78 км/ч спиной вперед. Как только попала в облако, стала забивать 64-ю точку. - пишет Анна на своей страницу в социальной сети. - Дальше борьба с крылом на протяжении 40 минут в облаке. Колючий снег или льдинки. Поняла, что нужно выкидывать запаску. Упала я на ней в какие-то кусты, на берег реки спиной вперед, протащило несколько метров и остановилась. Уже шел дождь. Полежала, восстановила дыхание, руки адски болят, я их не чувствую. Все мокрое. Потом минут пятнадцать пыталась согреть руки. Потом вытащила из уха параплана снежок диаметром 15-20 см. В каждом воздухозаборнике просматривались такие же. Понятно почему крыло не подчинялось мне. Запихала все снаряжение в рюкзак и пошла вниз по ущелью. Потом стала забирать на склон, решила выйти на перегиб, надеялась увидеть долину или что заработает рация, но увидела кошару и табун лошадей внизу в ущелье. Времени уже было семь часов вечера. Ночь провела в кошаре. Около 12 часов дня я уже забралась на перегиб 2600, включила рацию, попробовала вызвать на частоте безопасности. Дальше передала свои координаты и через час увидела внизу в долине людей, которые шли за мной. Еще шесть километров пешком, а дальше на уазике. Через несколько часов я уже в лагере.
Новосибирский спортсмен, Максим Грабовский так же как и Анна провел ночь в горах и самостоятельно вышли к лагерю. К сожалению, коварные изменения погоды унесли жизнь одного из парапланеристов.
Максим Ткачук, житель Удмурти, разбился о скалу при приземлении на запаске. Его нашли с трудом, выручил ярко-красный параплан. Тело Максима повисло на скальнике и спасатели несколько дней подбирались к нему. 2 августа спасательные операции увенчались успехом. Несколько альпинистов сняли его со скалы и доставили в Горно-Алтайск, а оттуда на родину в город Можга, где прошло прощание с пилотом.
На данный момент до сих пор не обнаружен еще один пилот из Иркутска, Вячеслав Хвалев. Поиски парапланериста ведутся до сих пор.
Максим Ткачук по итогам четырех летных дней Чемпионата России на 55-ой позиции из 76 пилотов. Вячеслав Хвалеев в итоговом протоколе на 18-ом месте. Так что говорить о неопытности или халатном отношении к безопасности одних из лучших пилотов страны не приходится. Погодные условия менялись настолько быстро, что не все пилоты смогли среагировать и вовремя уйти в безопасное место или же приземлиться.