Моя первая полужелезка - IronStar 113 Kazan 2018
В этом посте я расскажу как пришёл к идее длинного триатлона, как готовился к нему, как прошла гонка, про дьявольский epic fail перед стартом. Ну а так же конечно же отвечу на самый популярные вопросы - “каким пришёл?”, “чо дали?”, “сколько стоит?”
Прошлой осенью и зимой я бегал тренировки для своего первого марафона. Мы были в жаркой Азии, где я в январе и пробежал свой первый марафон во Вьетнаме. После него сразу же захотелось ещё и в марте был марафон в Малайзии. Во время подготовки к малазийскому марафону у меня появился вопрос - ну вот пробегу, а что дальше? Цель была уложиться в 3 часа 30 минут. Да, увеличив беговую тренировочную нагрузку можно пробежать в 3 - 3:10. Но это не вызывало эмоций и желания достигнуть. Ультратрейлы? Возможно когда нибудь, но на данном этапе особого желания не вызывают.
Около 10 лет назад врачи мне сказали, чтоб я с собой всегда носил карманный ингалятор, чтоб не сдохнуть, и что астма это на всю жизнь и не лечится. Поэтому бег для меня - это вызов. Так в январе 2018 и пришла мысль про триатлон, причём именно длинный триатлон - олимпийскую дистанцию, либо полужелезный. В тот момент это казалось авантюрой, потому что более 100 метров без остановки я вообще ни разу не проплывал…
В апреле в Таиланде ищем жильё с бассейном и я начинаю плавать. Вау 300 метров! Ого 500 метров! Я крут - 700 метров! Рекорд - 1км. По возвращению в Барнаул беру абонемент в фитнес клуб, нахожу программу подготовки к полужелезной дистанции на 3.5 месяца, начинаю присматривать шоссейный велосипед. Подъём в 6 утра и практически ежедневные тренировки - плавание, бег, велосипед, силовые в тренажёрном зале. В некоторые моменты организм говорит - “Вася, а ты не охренел ли?” и отказывается рано просыпаться с утра или выдерживать темп тренировочного плана. Иногда совмещаю работу и тренировку - еду в Заринск выполнять заказ на съёмку Дня Металлурга с квадрокоптера, а обратно жена с сыном за рулём, а я на велосипеде, потом велосипед в машину, переобулся и бег. Не понимал сначала почему мне машут руками и бибикают когда я бегу вдоль трассы… Потом понял, что на 30 градусной жаре бежит чувак в яркой спортивной шмотке, а ближайшая точка откуда он мог выбежать - это Заринск в 70км.
Апогеем тренировок был велозаезд на 75км и сразу бег на 12 км. Продолжительность тренировки почти 3,5 часа - после того как я её закончил пришло понимание - я готов!
Выбор места старта
Ближайшее место где можно пробежать полужелезную дистанцию - это Altai3Race. Но зимой мне так понравилось совмещать путешествия и спорт, что хотелось куда то выехать, посетить попутно новое место. Пожалуй самый лакомый кусочек - это была половинка IronMan в Астане в июне, но к нему я не был ещё готов. Выбирал между олимпийкой и полужелезкой. Наиболее удачным местом оказались соревнования IronStar 113 в Казани в начале августа, куда я и купил в конце мая слот, а вместе с ним сразу же и авиабилеты Барнаул - Казань - Барнаул для себя и своей любимой группы поддержки.
Полужелезная дистанция триатлона IronStar 113 Kazan 2018
В Казань прилетели 29 июля, сняли квартиру на airbnb максимально близко к старту (и одновременно к набережной, кремлю и метро). В первую очередь взяли сыну беговел в прокат на 5 суток.
Несколько небольших тренировок для поддержания формы, прикатка будущей велосипедной дистанции. При перевозке видимо немного сбился передний переключатель, закатываю вел в ближайшую мастерскую, чтоб проверили и вот 2 августа, получаю стартовый пакет, 3 августа ставлю велосипед в транзитную зону, оставляю транзитный пакеты.
До последнего был открытым вопрос на счёт запасной камеры… Но это требует взять с собой на соревнования не только камеру, но и монтажки, баллоны и переходник. С собой в Казань брать ничего не стал, решил что окончательное решение приму в Казани. Долго ходил на EXPO около баллонов, в итоге пришёл к выводу, что если я проколюсь, то всё равно потеряю много времени независимо от того, буду сам ремонтироваться или дождусь техническое поддержки, которая была на трассе, и буду недоволен результатом. А зачем мне таскать лишнюю тяжесть на себе, если я буду недоволен результатом в любом случае при проколе? Незачем! Поэтому установка на то, что прокола не будет, тем более что после отвратительной дороги на тренировке из Заринска в сторону Барнаула, когда приходилось ехать местами по обочине, потому что она ровнее - моим колёсам по моему уже ничего не страшно!
Вечером накануне старта проходит брифинг. Нового я там ничего не узнал, ибо интернет всемогущ, но для галочки посетил.
В Telegram канале организатора с замиранием сердца слежу за ежедневными фотографиями термометра с указанием температуры воды. Она предательски растёт с 23 до 24,2 градуса. А в 24.6 отменяют гидрокостюмы на полужелезной дистанции. Но мои мысленные танцы с бубном по кремлёвской набережной были услышаны всеми возможными богами и в день старта температура воды была 23,7. Традиционно хрен уснёшь вечером перед стартом, а надо…
Утром душ, туалет, лёгкий завтрак, бодяжу изотоник. 30 минутная прогулка к месту старта в предвкушении интересного дня. Изотоник в аэробутылку на руле и в бутылку на раме, а так же в маленькие бутылки в беговой сумке в транзитном пакете. Рассчитываю по питанию только на себя. Раскладываю гели и батончики в нужном порядке в сумку на раме, в пояс с номером и в поясную сумку на беге.
До открытия стартовых кластеров 20 минут. Прохожу в очередной раз по транзитке мысленно совершая все необходимые действия на гонке. Вроде всё готово, можно идти переодеваться.
А где мой трисьют? Гидрашка, очки, шапочка, смазка от натирания… ГДЕ ТРИСЬЮТ???? В мозгах паника… Стартовые кластеры открываются через 20 минут. Старт через 40 минут. А я забыл дома стартовый костюм!!! Дороги перекрыты, такси не вызвать, да с собой ни копейки денег и даже телефона чтоб рассчитаться по безналу. Бегом до дома и обратно это минимум полчаса и совершенно не нужная мне сейчас беговая нагрузка. Стартовать в чём есть? Шорты, семейный трусы и финишёрская майка с марафона в Хошимине - не лучшая экипировка для старта. А меж тем время тикает...Выскакиваю как ужаленный из тента для переодевания и вспоминаю что видел у транзитной зоны мотоциклистов, которые будут патрулировать трассу. Пулей к ним, благо ребята отзывчивые. Шлем на голову и поехали. Через 15 минут я снова в транзитной зоне, переодеваюсь. Ну чтож бывает - взбодрился перед стартом, особо не напрягаясь )))
Минуты до старта. При входе в стартовый кластер слышу “О! Разойдитесь все! Этого чувака из Барнаула я хочу сфотать!” Прикольно! Это Елизавета Прохорова - барнаульская триатлетка, которая прилетела в Казань быть волонтёром на соревнованиях (ну и меня поддержать наверное ).
Пока я катался на мотоцикле и делал утренний просмотр велосипедной дистанции, стартовый кластер уже забит народом. В конце стоять не очень хочется, я всё таки рассчитываю быть в первой трети финишёров. Протискиваюсь вперёд примерно до середины.
Выстрел пушки, поехали. Роллинг старт - на стартовый понтон выпускают по 5 человек через несколько секунд. Время начинается с момента пересечения стартовых ворот. Вперёд практически на сколько видно, вода кипит от участников. Прыгаю в воду “солдатиком”, что не спасает меня от того что очки слетают. Это моя главная проблема в воде. Они всегда, зараза, слетают. Пробовал разные модели, по разному затягивать, по разному прыгать в воду. Ложусь на спину, сливаю воду с очков, поправляю их, поплыли. Темп не взвинчиваю - нет смысла. На первых 200 метрах получаю 4 раза по морде ногой, 2 раза по почкам и 1 раз по яйцам. Сам ногами тоже отовариваю несколько раз сзади плывущих, но решаю, что мне это боевое плавание ни к чему и принимаю пару десятков метров правее. Тут тоже народу много, но по крайней мере нет бойни. Пробую драфтить, но либо обгоняю, либо темп великоват. Первый круг закончен, вылажу на понтон, отсечка времени промежуточная и прыжок на второй круг. Очки разумеется слетели, а после слива воды вдобавок почему то резко запотели, несмотря на то что я их обработал перед стартом антизапотевайкой. Пришлось устроить слюнотерапию - помогает, хоть и не надолго. Второй круг уже спокойнее, народ не так яростно борется за место под буем разметки водной части дистанции.
Вот и второй круг завершён. Последние метров 30 плыву брасом, чтоб привыкнуть к вертикальному положению головы, волонтёры помогают вылезти, бегу, снимаю до пояса гидрик, шапочку и очки в рукав. Хватаю свой пакет, снимаю гидрик, одеваю носки и обувь, встёгиваю пульсометр. Пакет в общую кучу, быстро нахожу велосипед. Шлем, очки, пояс с номером, бег, апплодисменты зрителей, слалом между замешкавшимися чуваками, включаю на часах режим “велосипед” - поехали! Пульс 158. Но я не рву со старта и через 5-10 минут пульс уже 135.
Жутко угнетает то, что меня обгоняют все без исключения. Вообще все! Я еду 34-35км/ч, что вроде как и так выше планируемого темпа, но меня один за одним накатывают. Удерживаю эмоции, вспоминаю план на гонку, продолжаю неспешно и это даёт свои плоды. Начиная со второй половины 1 из 6 кругов уже я начинаю закатывать одного за другим. На одном из поворотов у меня срывает оба колеса в занос, кое как удерживаюсь чтобы не упасть и не впечататься в бордюр. Решаю быть аккуратнее и не рисковать. На вопрос “Что лучше, секунды выигрыша по времени или сход с дистанции?” ответ однозначен…
В затяжной подъём со 100 метровым набором высоты еду быстрее всех. Возможо, это моя ошибка, но в целом не вижу смысла крутить в него 15-18км/ч если можно половину подъёма залететь практически по инерции на скорости 30+ а потом плавно снизить до 24 на верху. В итоге в подъём пульс уходил к 155, я обгонял по 10-15 человек пачками, а потом пульс снова приходил в норму к 140. Иногда меня обходили лидеры на космолётах, звездопланах и прочих гиперзвуковых установках. Причём ты такой едешь 35км/ч обходишь не напрягаясь, как стоячих, загнавших себя атлетов с мыслями в стиле “ну опупеть какой я крутой”, а тут тебя просто кто-то точно так же в точку обходит морально уничтожая. К слову на предпоследнем круге один из таких звездолётов на моих глазах влетел в разделитель металлический, снёс их две штуки и вылетел на дорогу, где автомобили оттормозились. Не знаю продолжил он гонку или сошёл, но на скорости под 50км/ч мало приятно встретиться с асфальтом.
Съедаю по одному гелю на круг, зная свои сверхспособности потеть - пью только изотоник. У пункта питания выкидываю мусор и обхожу пачками народ, который сбавляет скорость чтобы попить или взять гель. Велосипедную часть я прошёл полностью на своих запасах.
Веломаршрут проходит по городу кругом в 15км. Дороги перекрыты, на перекрёстках стоит тяжёлая техника физически предотвращая возможность выехать на автомобиле на трассу гонки. Организация конечно радует! На последнем круге за 5 км до транзитки после подъёма я перестаю вкручивать, чтобы дать ногам немного релакса. Снимаю велотуфли с ног, оставляя их встёгнутыми в педали, за метр до линии спешивания спрыгиваю и бегу в транзитку, попутно делая отсечку на часах. Велосипед в стойку, шлем снимаю, кроссовки кепку и беговой пояс одеваю. Успеваю увидеть что средняя скорость на велоэтапе 33км/ч. при запланированных 32км/ч.
Осталось мелочь - полумарафон… Первый километры бега очень легки. Темп сдерживаю, хоть это и не просто.
Опять все меня обгоняют, не смотря на то, что я бегу в темпе 4:40, но справедливость быстро торжествует и осаживает не только мой пыл, но и задор всех остальных. Темп падает, народ вокруг всё чаще переходит на шаг, многие сидят корчась от судорог в ногах, кто то пытается сделать растяжку. У меня всё ок, хотя усталость просто вселенская. Темп в районе 5:30. На пунктах питания беру воду и выливаю на себя, губки с холодной водой засовываю под трисьют в районе шеи. Круг, ещё круг. Бежишь, впереди красная дорожка, флаги, музыка, финишная арка, которая так и манит к себе, а ты в 100 метрах перед ней поворачиваешь на ещё один круг по жаре… Это сложно и морально и физически. Думаю было бы проще бежать полумарафон одним большим кругом.
На развороте под мостом Миллениум на каждом круге успеваю взять воды, вылить на голову, стакан изотоника залить внутрь и кусок апельсина съесть. Волонтёры стоят близко и это требует определённых навыков и скорости. Последние 2 км окрыляют. Всю дистанцию контролировал пульс, а тут становится пофиг - просто плавно ускоряюсь и бегу к заветной финишной прямой. Красная ковровая дорожка, музыка, ведущий что-то радостным голосом комментирует - я ничего не слышу и вижу только арку с электронным табло сверху. Пробегаю вскинув руки вверх - и меня накрывает эйфорией.
Волонтёры вешают на шею огроменную медаль, дают баночку холодного редбулла. Сажусь на скамейку в зоне восстановления и наблюдаю финиши других… Кто-то бегом, кто-то пешком, кто-то вообще еле как…
Вижу Алёну с Максом. Подхожу. Только что бежал, а сейчас ноги подкашиваются. Безумно приятно видеть их в очередной раз на финише! Беру в тазике со льдом колу и ледяную губку поролоновую… Общаюсь с другими финишёрами, делимся эмоциями…
Итоги, выводы, цифры:
План на гонку был 5:20 - 5:25 и место в первой трети общего зачёта.
- Итоговое время: 05:24:42
- Общее место: 187/653
- Место в категории: 55/160
План выполнил отлично, несмотря на то, что на веле немного переработал, а на беге наоборот ниже планируемого темпа прошёл. По питанию разложился практически идеально, опыт марафонов и длительных тренировок дал в этом плане нужные навыки.
Плавание вышло дольше планируемых 38 минут из-за того, что наплавал лишних метров 100-200, избегая замесов и два раза поправлял очки лёжа на спине. Отсюда так себе показатели, средненькие:
- Время этапа: 42:06
- Общее место: 326/653
- Место в категории: 84/160
- Темп: 02:10 мин/100м
Велогонка далась очень легко. 90км прям на одном дыхании со средним пульсом 142 несмотря на общий набор высоты почти в 650 метров (это больше чем на Altai3race!!!) Надо быть аккуратнее в поворотах, а то чуть не разложился на скорости 35 об асфальт, возможно стоит поэкспериментировать с давлением в колёсах
- Время: 02:43:33
- Общее место: 237/653
- Место в категории: 62/160
- Средняя скорость: 33,02 км/ч
Бег дался тяжело, но если смотреть итоговые результаты по этому этапу, то выясняется что он дался мне значительно проще большинства участников! На этом этапе у меня лучшие результаты в общем зачёте и в категории М30-34!
- Время: 01:52:02
- Общее место: 153/653
- Место в категории: 46/160
- Темп: 05:18 мин/км
Про транзитки ничего сказать особенного не могу. В целом такие же результаты (в первой трети участников) что и в среднем по гонке:
- Время T1: 04:37
- Общее место: 194/653
- Место в категории: 58/160
- Время T2: 02:25
- Общее место: 187/653
- Место в категории: 55/160
Забираю велосипед и пакеты с транзитки, благодарю волонтёров и организаторов. Шикарное мероприятие с шикарной организацией!
По набережной в ресторанах встречаются вот такие колоритные ресторанные этюды и велозарисовки
Финансовая сторона вопроса
Это самый частый вопрос. Все понимают, что это не дёшево, но всем любопытно - на сколько это не дёшево. Стоимость участия в подобном мероприятии зависит от многих факторов. Где тренироваться, какую экипировку использовать, как добираться, на сколько рано покупать слот. Если исходить из того, что всё необходимое у вас уже есть (что маловероятно), то расклад будет другим. Мой расклад был следующим:
Слот IronStar 113 - 12000р
Авиабилеты Барнаул-Казань-Барнаул - 33020р
Шоссейный велосипед - 55000р
Абонемент в фитнес-клуб - 13500р
Велочемодан - 9600р
Аэробутылка на раму, аэробутылка на руль, карбоновый лежак на руль, тренировочный план, подписка trainingpeaks для отслеживания тренировочного процесса, стартовый костюм, беговой пояс, сумка на вел, гидрокостюм, седло для велосипеда, подседельный штырь, очки для велосипеда и бега, страховка (с включенными рисками “триатлон”), медицинская справка, козырёк для бега, перевозка велосипеда Барнаул-Казань-Барнаул, фотографии с гонки. Итого 167 000р. Добротные беговые кроссовки Asics у меня уже были, а так ещё сверху 7тр за них накидывайте...
А чо дали?
Дали классную медаль, рюкзак с символикой IronStar, майку финишёра и воспоминания на всю жизнь. В подобных мероприятиях главная награда - это победа над собой. Да, азарт присутствует, но в первую очередь борьба идёт с самим собой, с собственной усталостью, собственной силой воли. Если конечно ты не PRO-атлет, который борется за попадание в 5ку лучших....
Ещё на марафоне в Малайзии я понял, что гнаться за кем-то нет смысла. Это либо сильный атлет которого ты не догонишь, либо неопытный которого ты всё равно обгонишь чуть позже, когда он выдохнется! Так что у каждого свой план на гонку, свои ожидания, своя полужелезная дистанция триатлона.
UPD: Появился видос с гонки со мной в главной роли! В плавании я вгидрашке с жёлто-чёрными рукавами и надписью dhb на груди. На велоэтапе и беге - в бело-голубом трисьюте:
Ссылки по теме:
- Подробный расклад в Strava по велосипедной и беговой части
- Как пробежать в тропиках свой первый марафон и выжить. HCMC 2018
- Мой второй марафон в тропиках. Pahang Marathon 2018
Мотошоу и чемпионат по мото-джимхане проведут на День Города
Хайлайн между двумя 16-ти этажными зданиями в Барнауле
Соревнования по автомногоборью среди детей провел БЦВВМ
Алтайская зимовка. Сноуборд-контест в дисциплине big air
Фантом-Трофи доказал: количество джипперов, участников соревнований, неуклонно растет