Что связывает Эверест, 1959 год и алтайских альпинистов?
06.07.2019 15:36
Сейчас, когда на экраны вышел фильм Бальтасара Кормакура «Эверест», возрос интерес к тем событиям 1996 года, к истории восхождений на высочайшую вершину Земли, да и вообще к альпинизму. Наверное, только ленивый не узнал больше про Анатолия Букреева, про первовосходителей на Джомолунгму – Эдмунда Хиллари и Тенцинга Норгия.
Но совсем немного кто знает, что ещё в 1959 году (при том, что покорение Эвереста было 29 мая 1953 г.) СССР готовил свою команду для восхождения на Эверест. К сожалению по политическим причинам восхождение не состоялось... разочарование было страшным! Но тем не менее, то была команда сильнейших высотников, старой советской закалки.
Ниже приведу ключевые моменты из подготовки к восхождению из статьи Германа Андреева (целиком можно прочитать, например, вот здесь http://www.alpklubspb.ru/ass/a413.htm ):
"В 1959 году советско-китайская команда планировала впервые подняться по северо-восточному гребню Эвереста. В ноябре-декабре 1958 была произведена разведка маршрута, подготовлена сборная команда из спортсменов СССР и Китая, разработано и изготовлено высотное снаряжение, составлен план восхождения. Руководил подготовкой экспедиции ленинградец Евгений Белецкий. (кто будет читать статью Андреева, зацените, КАКАЯ работа была проведена по исследованию района и по подготовке к восхождению!).
В 1958 г. проводился отбор и подготовка участников будущей экспедиции. Восемьдесят альпинистов СССР и КНР собрались на Памире у ледника Октябрьский, чтобы провести походы, тренировки и восхождения на пик Ленина.
В связи с тем, что не было достоверной информации о районе, по которому экспедиции предстояло совершать заброску грузов под Эверест, было решено провести специальную разведывательную экспедицию. В те годы обстановка в Тибете, захваченном недавно китайской армией, была неспокойная. От аэродрома до Лхассы на протяжении 185 км альпинистскую разведку сопровождала армейская охрана - 10 солдат с пулеметом и автоматами. Общее число участников разведки составляло 28 человек, не считая переводчиков, администраторов и носильщиков, а руководящее ядро состояло из 6-ти человек: трех наших и трех китайцев. Начальником разведки был назначен Сюй-Дин - тридцатилетний мастер спорта КНР по альпинизму.
В канун нового 1959 года участники разведки вернулись в Москву. А здесь уже полным ходом шла подготовка сборной команды, созданной для участия в совместном советско-китайском восхождении на Эверест. Тренировочный зимний сбор на Кавказе и, в особенности, восхождения на обе вершины Эльбруса зимой дали возможность подготовить команду и опробовать специальное снаряжение, в том числе и кислородные приборы, при восхождениях в пургу и при морозах в 30-40 град.С. Всё прошло успешно и в середине марта команда вернулась в Москву. На 22 марта был заказан спецрейс ТУ-104 для переброски участников команды и оставшейся части грузов в Китай. Основная часть грузов уже была отправлена ранее.
18 марта 1959 года все отъезжающие собрались во Всесоюзном Комитете по Физкультуре и Спорту, чтобы получить напутствия и последние поручения. В назначенное время все сидят в Комитете, но руководство не появляется. Наконец, с большим опозданием в зале появились начальник советской части экспедиции Кузьмин и заместитель председателя Комитета Постников. Постников сообщил:
«Только что получено официальное сообщение из Пекина об отмене экспедиции на Эверест в 1959 году. Причины этого в сообщении не указываются».
Разочарование было огромным...
Причина такого поворота событий вскоре стала понятна из газет, которые сообщали, что в Тибете «произошел вооруженный мятеж». Когда армия «восстановила» свой порядок на территории Тибета, ситуация все равно оставалась напряженной, и присутствие советских альпинистов там было нежелательно, лишних свидетелей происшедшего руководство Китая видимо не желало иметь. А китайские альпинисты в 1959 году продолжили подготовку к Эвересту, делая зимние и летние восхождения, в т.ч. массовые восхождения на Музтаг-Ата, где на вершину поднялись 33 человека и среди них женщины. Вопрос об участии советской стороны больше не возникал. Так вот и получилось, что китайские друзья-альпинисты в мае 1960 года совершили без нас, но с нашим снаряжением и по нашей тактической схеме восхождение на Джомолунгму. Однако китайцы не забыли о вкладе наших альпинистов в их победу. На Пленуме Федерации альпинизма СССР 30 января 1962 года заслуженным мастерам спорта К. Кузьмину, Е. Белецкому, Л. Филимонову и мастеру спорта А. Ковыркову были вручены присланные китайским Комитетом физкультуры и спорта золотые медали «За победу над Джомолунгмой», а также памятные фотоальбомы, в которых запечатлены все этапы восхождения."
Но ещё менее известно, что в состав данной Советско-Китайской экспедиции входили и два Алтайских альпиниста. Это были Варис Рахимов и Виктор Сибиряков из Барнаула. Это были одни из первых и сильнейших альпинистов Алтая того времени.
Вот те их восхождения, про которые я смогла найти информацию в альманахе «Побеждённые вершины» (а это далеко-далеко не все восхождения):
1955 год, Тянь-Шань Заилийский Алатау, Иссыкшен-Чоху - Белый пик - Ак-Гюль, раверс (IV-A)
1956 год, Китай, Конгюр-тюбе (5), 7595 м - ПЕРВОВОСХОЖДЕНИЕ
1956 год, Китай, Музтаг-ата (5) - ПЕРВОВОСХОЖДЕНИЕ
1957 год, Центральный Кавказ, Главный Кавказский хребет и его северные отроги от перевала Чипер-Азау до вершины Гезе-Тау, МНР, пик, северная вершина (IV-Б)
1957 год, Ушба, траверс (V-A)
1959 год, август, Западный кавказ, Ленинград, пик - Евгения Абалакова, пик, траверс (V-Б)
1962 год, Центральный Кавказ, Донгузорун, по северо-западному контрфорсу (4Б)
1966 год, Терскей-Алатоо, Карбышева пик, по восточной стене (4Б)
1967 год, Фанские горы, Москва пик, по восточной стене (5А)
1967 год, Фанские горы, Чапдара по северному гребню(5 Б)1968 год, Фанские горы, Дукдон, центральная вершина, по северной стене (5Б)
1969 год, Центральный и Северо-западный Памир, Коммунизма пик (7495), с ледника Беляевапо контрфорсу (6)
1969 год, Центральный и Северо-западный Памир, Москва пик, по восточному гребню (5Б)
1969 год, Болгария, пик "Мальовица", (5)
1970 год, Памир юго-западный,Таджикистан пик по восточной стене.
Фото с восхождений из личного архива
Как вспоминает Варис Рахимов про восхождения на Музтаг-Ата и Конгюр-Тюбе-Таг:
«Нас гоняли страшно перед восхождением на Музтаг-Ата и Кунгур-Тюбе-Таг. Каждое утро километров по десять зарядка. Если у кого сил не хватает – сразу домой».
«Из восьми человек, шедших на штурм Кунгур-Тюбе-Таг, было трое участников из Москвы, один - из Ленинграда, двое - из Барнаула, двое из Китая. Здорово звучит: из восьми человек двое - из Барнаула!»
«Многие москвичи и ленинградцы возмущались: «Опять сибиряки?! Почему два места для Барнаула?! Это же задрипанный городишко какой-то!».
К чему я собственно всё это?.. а к тому что, когда твой дедушка был такого уровня альпинистом, тебе есть чем гордиться. И мой дед - Виктор Сибиряков - как раз такой. К сожалению, его уже нет в живых, но жив его друг-альпинист Варис Рахимов, который рассказал мне несколько историй про их тренировки, восхождения. Но это я, пожалуй, оставлю для другой статьи в блоге)