Бизнес-союзы призывают не спешить с принятием закона о туризме - он усугубит кризис туротрасли
Бизнес-союзы считают, что поступивший в парламент законопроект о туризме существенно ухудшит положение ослабленной после пандемии коронавируса туротрасли, и призывают депутатов не принимать его из-за «существенных недоработок», заявили представители объединений на круглом столе о влиянии измененного Закона «О туризме» на турбизнес, организованном Республиканским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).
Работа над новым законом о туризме идет с 2018 года. С того времени он дорабатывался и изменялся, обсуждался с представителями отрасли. Однако вариант законопроекта, который в итоге поступил в парламент, отличается от обсуждаемых ранее версий — еще до первого чтения он претерпел существенные изменения, а предложения и замечания бизнеса в нем не учтены. Проект закона имеет недоработки, которые в случае принятия документа ударят по всем сегментам рынка, заявили представители Республиканского союза туристических организаций и Республиканского союза туристической индустрии.
В основном претензии бизнес-сообщества касаются прописанных в документе финансовых и банковских гарантий, страхования гражданской ответственности туроператора, а также участия в формировании фонда ответственности туроператоров. Предложенные решения необходимы для защиты прав потребителей, однако в действующих формулировках они либо будут нереализуемыми на практике, либо приведут к существенному ухудшению финансового положения представителей отрасли, заявили представители отраслевых бизнес-союзов. Например, если в предыдущих версиях законопроекта лимит ответственности был прописан в размере годового оборота, то теперь он предусмотрен в объеме не менее двукратной стоимости туристических услуг, предусмотренной каждым договором оказания туристических услуг в сфере международного выездного туризма. Также в новой редакции законопроекта принцип персональной ответственности заменен регулятором на субсидиарную ответственность.
— Фактически туроператорам предлагается нести ответственность за третьих лиц: за их ошибки, просчеты, а в некоторых случаях и недобросовестность. Нужно идти по другому пути и вместе искать необходимые решения, — высказалась председатель совета Республиканского союза туристических организаций Оксана Бичун.
Как говорят участники круглого стола, формулировки в документе «оторваны от реалий экономики туристического предприятия» и экономической ситуации в Беларуси. Ввиду отсутствия четких прозрачных механизмов финансовых гарантий закон в таком варианте создаст предпосылки для монополизации рынка, поддержки субъектов с крупным иностранным капиталом и усугубит глубокий кризис туристической отрасли.
— Самым острым является обеспечение ответственности выездного туроператора. Банковские гарантии и страхование туроператора — это эффективные инструменты, но очень дорогие и неподъемные для значительной части нашего бизнеса. Мы считаем, что количество туристических организаций, занимающихся выездом туристов, сократится, не все обладают финансовыми возможностями получить банковские гарантии, заморозить значимые ресурсы — речь идет о миллионах оборотных средств, — считает председатель правления Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый.
Он предлагает создание единого частно-государственного фонда для решения нештатных ситуаций, как возникшая в прошлом году необходимость экстренно вывозить белорусских туристов из других стран.
Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец обратил внимание на обстоятельства, при которых принимается закон. Кроме общих для туротрасли во всех странах объективных проблем, в Беларуси туристические компании в период эпидемии коронавируса вынуждены были выживать и справляться с кризисом самостоятельно.
— Закон рассматривается на фоне недоверия к госструктурам туристической отрасли. Принимать его в таких условиях будет трудно. Перекосы, к которым может привести закон в представленном виде, или его не совсем хорошая реализация приведут к банкротствам. Нам надо поработать на экспертном уровне. Надо четко сформулировать, какие риски эти формулировки несут, как правильно сформулировать позицию, — заявил глава РСПП.
Споры вокруг законопроекта показывают, что по нему пока гораздо больше вопросов, чем ответов, что говорит о том, что закон сырой, считает член Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Национального собрания Игорь Завалей. Он не видит логики в том, чтобы «принимать закон для закона».
— Закон будет действовать и по нему будет жить целая отрасль, а это хрупкий механизм, который создавался десятилетиями. Мы одним законом можем поставить на этом крест. Туроператорам надо будет либо выезжать и осуществлять свою деятельность за пределами Республики Беларусь, где законодательство будет более лояльным, либо переходить в плоскость турагентов. Останутся туроператоры, которые будут диктовать условия. Мы должны создать условия туроператорам, которые приносят экспорт, более лучшие условия для бизнеса, а мы делаем, чтобы они ушли из бизнеса, — аргументирует депутат.
Депутат Андрей Савиных заявил, что законопроект находится на рассмотрении в профильной комиссии Палаты представителей, на второе чтение он будет вынесен только в том случае, «если соответствующая профильная комиссия согласует все вопросы». До этого депутаты могут консультироваться и учитывать мнение обратившихся. Он призвал бизнес-союзы вносить конкретные предложения и формулировки в новый текст закона. По его словам, закон будет учитывать в первую очередь интересы потребителей, потом уже бизнеса.
— Вполне возможно, что часть позиций, которые в конечном итоге будут приняты, не будут соответствовать ожиданиям бизнеса, но они должны быть мотивированы максимальным благом.
Играть на портале казино Вулкан
Купить качественные часы от японского бренда Casio
Как проводится поверка счетчиков?
Цену ПЦР-теста в аэропорту «отмотали» назад: он будет стоить, как и раньше
«Максимальная дезинфекция 116» - услуги уничтожения тараканов в Казани
Daichi Market - надежный партнер в мире климатической техники