«Чтобы туристы оставались подольше». Как создать кластер из агроусадеб
Сплавиться на байдарках, обучиться народным ремеслам, перепробовать все блюда славянской кухни или уединиться в природной глуши — за последние годы агроэкотуризм стал одним из самых популярных видов отдыха в Беларуси. Почему только объединившись хозяева усадеб могут сделать больше для развития собственного бизнеса и привлечь людей в глубинку, рассказывает Анатолий Касьяненко — доцент Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины и председатель Совета Гомельского городского научно-просветительского общественного объединения «Оракул». С 2008 года он занимается разработкой кластерных стратегий развития агроэкотуризма в регионах и убежден, что кластер — исторический и эффективный формат работы для белорусских сельчан.
— Агроусадьбы, как правило, расположены на расстоянии от крупных городов. И слово «кластер» явно не из первых, которое придет в голову при разговоре на эту тему. Как связаны эти понятия?
— У хозяев усадеб хорошие соседские отношения с сельскими жителями, которые, например, помогают им с выпечкой или заготовкой меда. У многих наработаны отношения с местными клубами или народными фольклорными коллективами. Так это же и есть кластер — партнерская сеть, кооперация. И такая сетевая структура была всегда укоренена в белорусской сельской общине, поэтому ее можно назвать исторически сложившимся способом взаимодействия в наших деревнях. Если подвести это под хорошую научную основу и развить как туристический бренд, то агроусадьбы приобретают особую роль и образ.
Вот почему в 2008 году мы совместно с Гомельским госуниверситетом имени Франциска Скорины предложили областному управлению физической культуры, спорта и туризма разработать стратегию развития агроэкотуризма на Гомельщине и она была включена в программу развития региона. Это сейчас тема кластеров вошла в Национальную стратегию устойчивого развития. Тогда мы приходили в райисполкомы и в ответ слышали: «Кластер — что это такое? Это не наша лексика, ее не поймут». Поэтому сначала было важно закрепить лексику и сам подход, а уже потом заниматься организацией на практике.
— Это можно сделать в любом месте?
— Вообще кластеры всегда привязываются к территории. Также важно учитывать, что развиваться они могут только там, где есть благоприятные условия. Нельзя делать это повсеместно. То есть в Беларуси это всегда будет территория, связанная с лесом, национальными парками, реками и озерами. Поэтому мы решили развивать партнерскую сеть, привязывая к ней какие-то особые, знаковые места. Например, когда мы делали кластер по гомельскому Полесью, насчитали на этой территории 320 достопримечательностей — это исторические, природные и архитектурные памятники. И сегодня практически каждая усадьба имеет свой наработанный маршрут. Потому что кластеры — это не сама цель, а только инструмент, чтобы привлечь туристов и задержать их подольше. По статистике видно, что лет десять назад люди останавливались в агроусадьбах на полтора-два дня. Сейчас уже, в среднем, на четыре и больше. А это деньги, которые остаются в регионе, начинают работать на местную экономику.
— Когда и почему белорусские предприниматели, хозяева усадеб, стали объединяться в кластеры?
— В Беларуси кластеры начали формироваться, начиная примерно с 2010 года. Мне кажется, это произошло своевременно. В 2006 году вышел указ о развитии агроэкотуризма, который стал импульсом для создания агроусадеб, но уже лет через пять возникла необходимость качественного движения вперед. Все понимали, что нужно идти к чему-то новому. Но многим владельцам усадеб, фермерам, предпринимателям непросто было принять идею создания партнерской сети, когда идет борьба за каждого туриста. Многие отказывались объединяться: «У меня все расписано, мне никто не нужен». Чтобы переубедить кого-то, потребовалось много времени и пояснений. И наоборот — есть территории, которые находятся в стороне от туристических дорог, поэтому их хозяева сами хотели присоединиться к какому-нибудь кластеру.
— В чем выгода для владельцев? Разве не проще работать самому на себя?
— Основной стимул для владельца агроусадьбы — привлечь внимание туриста, которому неинтересно три дня сидеть в одном месте. Современный турист очень продвинутый — он много видел, достаточно мобилен и ждет новых эмоций и впечатлений. Кластер решает этот вопрос: с одной стороны — это всегда широкий спектр услуг — достопримечательности, маршруты, кухня, активный отдых, а, с другой стороны, помогает принять больше заказов и скооперироваться для обслуживания людей. Например, нужно разместить 40 человек, а у нас максимум 20 усадеб свободно. Но, возможно, у нас есть усадьба, где мы можем разместить 10 человек как группу, и еще несколько таких?
То есть идея кластера — это создание цепочки самых разных услуг. В одном месте ты можешь организовать ночлег, в другом — качественное питание, в третьем месте проводится какой-то мастер-класс. Кроме того, многие усадьбы имеют выход на турагентства и музеи, есть база данных ремесленников, аниматоров, специалистов по детским праздникам. Сила кластера в том, что он создает коллективный турпродукт, увеличивает емкость местного туристического рынка и, конечно, расширяет поток туристов. Можно сказать, что агротуристические кластеры сильно позиционируют и продвигают внутренний туризм. Спрос на услуги агроусадеб в этом году очень востребован у белорусов. Хозяева усадеб это видят, но надо думать о новых возможностях, импульсах для своего развития и кластеры в этом плане — шаг вперед.
Важно правильно выстроить партнерские отношения. Сейчас кластеры начинают продвигать свои услуги через интернет. Онлайн-регистрация, поиск свободных мест, демонстрация меню или афиша событий — делать все это одному владельцу усадьбы трудновато. Кроме того, нужно понимать, что туристы тоже сильно поменялись: «Сегодня мы здесь побудем, завтра поедем туда». Это тоже очень важно учитывать. Для такой категории туристов кластер вообще самый лучший вариант.
— У вас большой опыт в создании кластеров. Как это вообще происходит — с чего нужно начинать, где искать людей, финансирование?
— Как у любого стартапа, тут есть три фазы — инициирования, запуска и развития. Сначала нужно найти сторонников, понять, есть ли люди, которые вместе с вами хотят создать кластер и готовы в нем работать. Должна быть инициативная группа — руководитель и люди, которые берут на себя какие-то функции. Следующий этап — понять, работает ли такая идея на развитие именно вашей территории, насколько она востребована с точки зрения экономики. Но самое главное — ответить себе, какая идея заложена внутри кластера, что мы хотим продвигать — экологический, гастрономический туризм, этнографический или все в комплексе? Как развиваться? Смысл в том, чтобы объединить усилия всех участников на создание конкурентоспособного продукта. Одна усадьба специализируется на славянской кухне, вторая — на оздоровительном туризме и занимается сплавами на байдарках, третья работает с ремесленниками и так далее. Большую методическую помощь в организации кластеров сегодня оказывают общественные структуры: белорусская общественная организация «Отдых в деревне», общественные советы по развитию агроэкотуризма, общественные организации и фонды.
Сегодня в Беларуси работает более 2000 агроусадеб. В прошлом году их посетили более 514 тысяч человек. Каждый регион накопил определенный опыт в развитии агроэкотуризма и в продвижении кластерных стратегий. Появились кластеры, которые стали туристическим брендом не только региона, но и страны: кластер «Муховэцька кумора» в Брестской области, «Край животворных криниц» в Могилевской области, «Воложинские гостинцы» в Минской области, «Велесов шлях» и Щучинский кластер в Витебской области и другие. В Гомельской области сегодня работает 178 усадеб. Можно выделить четыре направления в их специализации — национальная кухня и гостеприимство, активный отдых, экологический туризм, событийные мероприятия. В прошлом году новый импульс получил наш трансграничный кластер сельского туризма «Днепр» — совместная инициатива с нашими черниговскими партнерами. В кластере появились новые партнеры и новые идеи организации совместных фестивалей, велотуров и прочего. К сожалению, этот год внес свои коррективы, но планов много, в том числе организация «Полесского гастрофеста». В рамках местной инициативы мы заняты разработкой нового агротуристического кластера «Жлобiнская скарбонка», который объединит в сеть агроусадьбы района, Республиканский ландшафтный заказник «Смычок», ученых и специалистов Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины, местных ремесленников и предпринимателей, учреждения культуры и так далее.
Кластерные инициативы — одно из направлений конкурса инициатив по развитию предпринимательства, который недавно завершился в рамках проекта «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь». Проект финансируется Европейским союзом (ЕС) и реализуется Программой развития ООН (ПРООН) в партнерстве с Министерством экономики Республики Беларусь.
По его итогам в Березовском, Брагинском, Жлобинском, Кобринском и Лидском районах будут реализованы 8 инициатив по организации совместной деятельности территориально локализованных бизнесов с дальнейшим возможным объединением их в кластер. Реализация этих инициатив будет способствовать повышению конкурентоспособности малого бизнеса в промышленности и сельском хозяйстве, деревообработке, производстве продуктов питания, информационных технологиях и туризме.
С полным списком победителей и кратким описанием инициатив можно ознакомиться здесь.
Программа развития Организации Объединенных Наций
УНП 102099485
В Хургаде умер белорусский турист
«Паракапельная» система полива для дачного участка
Власти Испании объявили, когда планируют начать принимать туристов без ограничений
Итоги Slope Style контеста, который прошел в сноу-парке снежного Шерегеша
ЕС объявил дату ввода для туристов паспортов вакцинации