Дом-«оборотень» и единственный треугольный храм. Что можно увидеть, если свернуть с «олимпийки»?
Сегодня — четверг, а впереди — предпоследние выходные лета. Автор сайта globus.tut.by Андрей Дыбовский вновь собрал самые интересные точки и соединил их в один увлекающий маршрут. В этот раз наши главные ориентиры — Барановичи и Новогрудок. В их окрестностях мы найдем много красоты, мощи и атмосферы.
Готовы отыскать пристань рыцарей Мальтийского ордена? Увидеть единственную в Беларуси треугольную церковь и храм, который хочет тебя обнять? Прогуляться по тропинкам Адама Мицкевича? Детально рассмотреть суровую готику в Ишкольди? Взглянуть на дом-«оборотень»? Напитаться силой в усадьбе Рейтанов? Превратиться в сталкера? И просто съесть вкуснющую ссобойку с видом на Свитязь?
Тогда нам по пути.
На протяжении августа по четвергам мы рассказываем о небанальных и неизъезженных маршрутах по Беларуси. Каждый рассчитан примерно на два дня. Возможно, они помогут вам по-новому посмотреть на родные просторы. И — совершенно точно — ощутить «замілаванне» страной, которой есть что показать и рассказать о себе.
Маршрут по Гродненской области вы найдете здесь, за обаянием восточной Беларуси — сюда, открыть северо-запад страны можно тут.
Ишкольдь: суровая готика и витраж с машиной КГБ
В лабиринте местных дорог спрятался Троицкий костел в Ишкольди. Его считают самым старым храмом среди тех, кого не коснулась переделка. Это странно и одновременно удивительно, поскольку с 1472 года его несколько раз «форматировали».
Изначально храм строился как костел. В XVII веке владелец Ишкольди Николай Радзивилл окунулся в Реформацию и решил сделать из него кальвинистскую церковь. После восстания Кастуся Калиновского российские власти сделали из Троицкого костела Свято-Троицкую церковь. И только в конце Первой мировой он вернулся к истокам.
Время и эпохи меняли внутреннее убранство храма, но не его внешний облик. Он всегда оставался в прежнем — готическом — стиле. «Какая же это готика?» — спросите вы. А мы ответим: самая настоящая и немного суровая.
Внутри костела вы найдете витраж, который пересказывает сюжет из реальной жизни. В 1969 году в Ишкольдь приехали сотрудники КГБ. «Закрыть!» — скомандовали они и начали процедуру. Против приказа у местных жителей не было аргументов. Зато им удалось отстоять костельное имущество: на протяжении двух недель они охраняли храм, чтобы никто ничего из него не вывез.
Полонечка: радзивилловская усадьба по итальянскому проекту с греческими философами
На въезде в Полонечку вас встретит деревянный костел XVIII века и «останки» водяной мельницы. Но мы движемся дальше — к дворцу Радзивиллов. Здесь Матей Радзивилл построил более скромную версию резиденции в Несвиже, но не забыл ни о часовне, ни об оранжерее, ни о пейзажном парке. Примером и вдохновением для проекта стала вилла на озере Комо, расположенная неподалеку от итальянского города Белладжио.
Константин Радзивилл, который унаследовал этот дворец, решил сделать его более модным: пристроил к нему колонны и гермы — головы, как считается, греческих философов.
Правда, суровый XX век это место не пожалел: сейчас от былого комплекса остался только дворец, хотя и он выглядит заброшенным и позабытым. В 1943 году здесь случился пожар. После войны здание восстановили уже в другой планировке и разместили в нем школу-интернат. Несмотря на это, головы философов все еще на месте и атмосфера былого шика — тоже. За ней и отправляйтесь!
Вольно: церковь, которая хочет тебя обнять
Восемь километров на юг — и вы в Вольно. Здесь нас интересует Троицкая церковь. Ее построили в середине XVIII века, и с тех времен до наших дней дожило рельефное лепное панно — с пушками, всадником, короной. Итальянцев такими вещами не удивишь, а вот для Беларуси это редкость, говорит Андрей Дыбовский.
Сам храм как будто приобнимает тех, кто стоит перед ним, и предлагает зайти внутрь. Если подвернется такая возможность — не упускайте ее! Интерьеры православных церквей часто выглядят скромно, но этот — не из таких. Внутри храма, за иконостасом, сохранился аутентичный униатский алтарь. Обязательно присмотритесь к нему — оно того стоит!
Крошин: родина Павлюка Багрима и его люстра
В деревне Стайки вы отыщете усадебный дом с башней. Издалека он выглядит как небольшой замок. Летом усадьба красиво утопает в зелени. Хотя это не особо спасает от ощущения заброшенности.
Переехав по мосту олимпийскую трассу, попадаем в деревню Крошин. Здесь стоит костел, с виду простой и обычный. Но погодите разочаровываться: самое интересное находится внутри. Тут хранится оригинальная «жырандоля», она же люстра Павлюка Багрима. Павлюк Багрим, если помните, был поэтом, который написал стихотворение «Зайграй, зайграй, хлопча малы», за которое его отдали в солдаты. А еще он зарабатывал на жизнь ремеслом и оставил нам в наследство изящную люстру-подсвечник XIX века.
По местной легенде, она помогла спасти храм от разрушения. Во времена СССР его хотели то ли разобрать, то ли взорвать. Но возник вопрос: где тогда будет висеть «жырандоля»? Подумали, подумали, и решили: пускай все остается, как есть.
Осматривая костел, обратите внимание на его стены (только не пугайтесь). При строительстве в них вмуровывались старые надмогильные камни. Это считалось большой честью для умерших, рассказывает Дыбовский.
Неподалеку находится могила Павлюка Багрима. Рядом с костелом — памятный валун с надписью на латинском и белорусском: «Жыццё кароткае — Радзіма вечная».
Обязательно погуляйте в парке. В нем вы наткнетесь на старый дуб. Считается, что в 1884 году его посадил сам Игнат Домейко, филомат, друг Мицкевича и исследователь Чили (хоть есть версия, что «оригинал» был утрачен в 1927 году).
Неподалеку от водоема вам встретится каплица с высоким холмом, напоминающая курган. Его окружают двухсотлетние липы, дорожка к нему «выложена» замшелыми валунами. Идеальное место, чтобы подумать над смыслом надписи: «Жыццё кароткае — Радзіма вечная».
Дарево: белоснежный костел и нечто необычное
Если вернуться на брестскую трассу и ехать в сторону деревни Дарево, прямо у дороги вы встретите белоснежный костел, утопающий в зелени деревьев. Проехать мимо и не остановиться будет сложно.
Храм был построен в 1930-х годах. Когда в западную Беларусь пришла советская власть, его настоятель Станислав Шаплевич был вынужден скрываться от нее. Во время оккупации он смог возобновить богослужения, но ненадолго: на этот раз пришлось прятаться от немцев. После окончания войны местные жители несколько лет укрывали его в своих домах. До тех пор, пока НКВД все-таки не схватил ксендза и не осудил на 25 лет лагерей.
Вопреки всему, ксендз Шаплевич выстоял, дождался освобождения, вернулся в Дарево и начал вести богослужения в домах односельчан (костел-то использовался под склад). Лишь в 1990-м году здание вернули верующим.
Недалеко от костела, на возвышенности, стоит нечто необычное, странное, непонятное. Но без паники: это — военная станция радиорелейной связи (один из видов наземной радиосвязи, основанный на многократной ретрансляции радиосигналов. — Прим. TUT.BY)
Флерьяново: усадьба-«оборотень»
Дальше следуем в деревню Флерьяново. Здесь располагается усадьба, которая когда-то принадлежала роду Бохвицей.
Во второй половине XIX века эти земли выкупил Ян Бохвиц — противник крепостного права и участник восстания 1863−1864 года. За связь с повстанцами он получил год тюрьмы. После освобождения вернулся в родные края и начал строить здесь усадьбу. Получилось эклектично. С главного входа сурово, словно стена крепости, на вас будет смотреть неоготический фасад. Но стоит повернуть за угол — и вы увидите обычный деревянный дом.
Каждое лето Ян Бохвиц сдавал свои комнаты для отдыхающих. В одно из них сюда приехала Элиза Ожешко. Она очень любила проводить время в этих местах. И в память об этом даже посадила дуб. Он до сих пор на месте. И это точно ее рук дело.
Грушевка: энергетика Рейтанов
Грушевка хороша и прекрасна в любую пору года. Но особенно, когда ее начинает засыпáть первыми желтыми листьями.
Эта деревня принадлежала роду Рейтанов, который в Беларуси известен не всем. А жаль. Один из представителей рода, Тадеуш Рейтан, участвовал в сейме, от депутатов которого требовалось утвердить раздел Речи Посполитой между Австрией, Пруссией и Россией. Тадеуш долго призывал остановить раздел, а когда все аргументы кончились, лег у входа и сказал: «Убейте меня, но не убивайте Отчизну».
Заложил усадьбу отец Тадеуша Доминик Рейтан. В первоначальном виде она была каменной, но следующие владельцы разрушили ее и построили на старом фундаменте новый деревянный дом. Не наоборот.
Доступа внутрь сейчас нет, но внимательно осмотреть здания никто не помешает. Рядом находится флигель — так называемый домик Тадеуша Рейтана. Вокруг — руины сыроварни, конюшни, спиртзавода.
На окраине леса затерялась одна из самых харизматичных часовен-усыпальниц в Беларуси. На фотографиях, говорит Андрей, она выглядит не в лучшем свете, но на месте всегда производит впечатление. Приезжайте сюда на закате (а лучше — в первых сумерках): в теплых солнечных лучах усыпальница выглядит космически.
И не забудьте просто надышаться парком. Длинные аллеи, развесистые деревья — здесь есть все для того, чтобы остановить время.
На ночевку предлагаем ехать в Барановичи или в одну из агроусадеб, которые разбросаны неподалеку от города. Можно и в Ляховичи: номерной фонд местной гостиницы выглядит вполне неплохо.
***
Богуши: заброшка для сталкеров
Начать новый день Андрей Дыбовский предлагает по-хардкорному. Для этого нужно отъехать на 15 километров от Барановичей, попасть в деревню Богуши и отыскать около нее бывшее хранилище ядерных авиабомб. За годы, пока объект пустует, природа основательно взяла его в плен. Сооружение, конечно, страшное. Но мощное. Тех, кто ничего подобного не видел, должно впечатлить. Главное — представить, что здесь хранилось ядерное оружие, способное превратить в радиоактивный прах не только соседние Барановичи, но и столицы соседних стран.
В деревне Малая Колпеница, практически у самой дороги, находится кладбище Первой мировой войны. На возвышенности стоит памятник в честь погибших немецких солдат. Когда-то у него была голова, но ее у него отбили и отобрали. Неподалеку разбросаны могилы времен Первой мировой, а прямо на них — современные захоронения.
Столовичи: здесь был рыцарь Мальтийского ордена
Посреди деревни Столовичи стоит церковь Александра Невского. А еще недавно, в XIX веке, она была официальным храмом рыцарей Мальтийского ордена.
Если вы забыли, что это, напоминаем: речь о старейшем в мире рыцарском ордене, который позиционирует себя как государство. У него есть свой флаг и герб, официальный язык и Великий Магистр с резиденцией в Риме.
По факту же это католический институт, изначальной целью которого было помогать больным и неимущим паломникам, а также защищать Святую Землю. Кстати, конспирологи утверждают, что книги про волшебника Гарри Поттера написала не Джоан Роулинг, а «кучка рыцарей-иоаннитов». Но это мы слегка отклонились от темы.
В этой же деревне, буквально в 200 метрах, стоит неоготический костел Сердца Иисуса. Он компактный и гармоничный.
После этого движемся на север в сторону Новогрудка — и попадаем в деревню Арабовщина. Прямо в центре стоит необычный памятник — хвост военного истребителя. Так увековечили память о подвиге первого героя Беларуси Владимира Карвата. Если помните, в 1996 году он начал учебно-тренировочный полет, но вскоре у самотела отказала система управления. Подполковнику Карвату было приказано катапультироваться, но он, видя, что неуправляемый самолет направляется на деревню Арабовщина, остался в кабине до конца — и ценой своей жизни смог увести машину от населенного пункта.
Мы обещали вам небанальные маршруты, поэтому сейчас дорога заведет вас в лес: недалеко от деревни Старые Войковичи спрятан бетонный орел с тремя крестами. Что они обозначают? И почему в лесу? Тут до сих пор ведутся жаркие споры. Самая популярная версия — это памятник трем польским походам на восток — во время Лжедмитрия, Наполеона, а также уже после революции 1917 года (хотя это неточно и сомнительно). О том, как проехать к памятнику, лучше всего спрашивать у местных. Дорога к нему обещает быть веселой.
Заосье: просторы, по которым бродил великий поэт
И вот мы в Заосье — в месте, где родился и вырос поэт Адам Мицкевич.
Здесь вы увидите усадебный дом. Он, правда, полностью восстановленный: предыдущий сгорел в начале XX века. Реконструкция проходила по рисунку новогрудского художника, который детально зафиксировал усадьбу в 1843 году. Новый дом стоит на месте прежнего и старается максимально близко на него походить: та же камышовая крыша, те же деревянные окна и ставни.
Внутри расположился музей Адама Мицкевича, но мы рекомендуем провести больше времени на природе: прогуляться по местам и просторам, где искал вдохновение великий поэт. Из той эпохи нетронутыми остались только пруд и старые липы. Да, в Заосье не сохранилось ничего аутентичного, но значимость этого места сложно переоценить.
Большая Своротва: божественный треугольник
В Большой Своротве находится уникальная треугольная церковь — единственная в Беларуси. У этого храма три свода, три стены и три отдельных входа.
Церковь не один раз перестраивали, жгли и восстанавливали. Строилась она как униатская, затем стала православной. Была деревянной — превратилась в каменную. За почти три столетия своего существования она не раз менялась, но всегда оставалась неизменно треугольной.
Некоторые считают, что треугольный храм построили для того, чтобы в нем могли собираться предствители сразу трех конфессией. Якобы потому в нем было три двери, но один алтарь, чтобы люди помнили: Бог один для всех. Версия звучит красиво, но насколько правдиво — большой вопрос.
Более логично и правдоподобно звучит утверждение, что три угла церкви символизируют Святую Троицу, говорит Андрей Дыбовский.
В 2009 году храм отреставрировали. Сегодня он открыт для всех, кому интересна его почти 200-летняя история.
Свитязь: на пикник!
Дальше маршрут пролегает по трассе Барановичи — Новогрудок. Прямо по курсу — озеро Свитязь. Оно выглядит живописно зимой и летом, весной и остенью, в любую погоду. Деревья, которые наклонились к воде, чтобы передать ей какой-то большой секрет, — не заехать сюда будет преступлением. В теплое время года здесь немало людей, но берега для всех хватит. Если заранее позаботиться о ссобойке, можно устроить один из самых запоминающихся пикников этого лета.
В деревне Валевка сохранилась одна из самых старых деревянных церквей Беларуси. Ее построили в 1736 году. Хотя по другим сведениям это произошло на 51 год раньше, в 1685-м.
В деревне Радогоща доживают свой век руины семейного гнезда Карповичей «Чомбров». Пару столетий назад она вдохновила Адама Мицкевича и послужила прообразом для одной из усадеб в его поэме «Пан Тадэвуш». В более презентабельном виде сохранилась часовня-надмогилье Карповича. Также здесь можно найти некогда главное языческое капище.
И вот маршрут приводит вас в Новогрудок — первую столицу Великого княжества Литовского. Остаться здесь можно хоть на целый день: замковая гора, курган Миндовга, костелы и церкви, деревянная мечеть, дом-музей Мицкевича и курган Мицкевича, с которого открывается потрясающий вид на окрестности.
Андрей Дыбовский предлагает остановиться в городе всего лишь на обед и не зависать надолго (хотя взобраться на холм все равно стоит).
Любча: замок и Неман
Главные достопримечательности поселка Любча — это замок и Неман.
Прямо сейчас замок отстраивают практически заново: военные катаклизмы разных веков оставили от него всего две башни. Только Неману все нипочем: он, спокойный и уверенный, в неизменном виде протекает мимо, как и много столетий назад.
В разные времена Любча принадлежала Холоневским, Хрептовичам, Гаштольдам, Кишкам и Радзивиллам. Последними владельцами поселка были прибалтийские дворяне Фальц-Фейны.
Замок начали возводить в XVI веке по приказу Яна Кишки. Изначально он был деревянным. Когда местечком стали владеть Радзивиллы, они взялись за основательную перестройку: снесли деревянные стены и возвели новые — из кирпича, шириной в метр. Чтобы сделать замок еще более неприступным, пристроили к нему три башни.
В начале XVII века владельцем замка стал гетман ВКЛ Януш Радзивилл, который воевал с казаками Богдана Хмельницкого и победил их. Но в 1655 году казаки отомстили ему — напали на город, подожгли стены замка и разрушили две башни.
Новая жизнь в замке забурлила в тот момент, когда его хозяевами стал прибалтийский род Фальц-Фейнов. Они построили здесь дворец в неоготическом стиле, из которого открывался восхитительный вид над Неман. Но исторические катаклизмы, на которые был так щедр XX век, не пощадили и его.
Реконструкция в замке стартовала в начале 2000-х. Все восстановительные работы идут благодаря помощи волонтеров. Историки спорят, насколько результат восстановления близок к историческому оригиналу, но факт остается фактом: у этого места появилась надежда на новую жизнь, а у туристов — возможность побродить по холму, увидеть Неман и представить, какой была жизнь пару веков назад.
И по дороге домой: Щорсы и Мир или костел во Вселюбе
Дорога домой и вечер воскресенья могут подарить вам еще несколько открытий и приятных моментов.
Как насчет того, чтобы поужинать у Мирского замка? У воды, с видом на закат или вечернюю подсветку? Тогда сворачивайте в сторону трассы Брест — Москва.
По дороге в Мир можно заехать в Щорсы, где сохранился целый комплекс строений бывшей усадьбы Хрептовичей. Парк и «пень Мицкевича», хоздвор, который прозвали мурованкой, — найти себе здесь занятие можно надолго. Кстати, именно в этой усадьбе когда-то зависали декабристы.
Если вы решите ехать по гродненской трассе, то обязательно остановитесь в деревне Вселюб. Здесь стоит, по всей видимости, самый старый костел на территории современной Беларуси. Он датируется 1433 годом, намного позже — во второй половине XIX века и в 1988-м году — он перестраивался. Тем не менее важно одно: он действительно красивый и атмосферный.
Посол Италии в России сообщил условие открытия границы для российских туристов
Добавляются Египет и Дубай: британские туристы получат любимые турнаправления на зиму
Казино Лев отзывы и другие доп. возможности игрового мира на официальном портале
Сферы применения гидроабразивной резки металла
ФЛАРМ ПК: Ключ к Надежным Трубопроводам и Продуктивным Решениям