Евгений Качанов о том как гонял на Старт-Шоссе и спицевал три дня колесо
Уникальная серия интервью к десятилетию проекта "ВелоБарнаул" началась с истории веложизни Евгения Качанова, первого и единственного веломеханика города с опытом более 10 лет. Этот человек катается на четырех разных велосипедах, еще три пылятся у него в гараже и он подумывает открыть велопрокат. Единственный в городе велосипедист, который может сделать походный багажник для любой марки велосипеда на заказ - Евгений Качанов.
- В детстве у меня не было велосипеда. Я брал у двоюродного брата “Уралец”. Специально ходил к нему, чтобы взять велик покататься. Потом родители мне все-таки купили велосипед - Урал. Покатался я на нем три дня, а потом подъехал к магазину, зашел купить булочку… Когда вышел, велосипеда уже нет. Все, больше у меня велосипеда не было. Знаешь как обидно!?
Вернулся с армии. Отец мой - рыбак, он нашел на берегу Оби брошенный велосипед в ужасном состоянии и принес его домой. Я его отремонтировал и стал ездить на работу на ТЭЦ 3. Рама велосипеда была “Турист”, то есть переключатель был предусмотрен, а колесо заднее стояло от “Урала” - под одну звезду. По моему, даже “петух” был отпиленный! Тем временем на моей работе нашелся велолюбитель, который рассказал, что ездить со скоростями лучше и показал мне короткую дорогу на работу через поля.
Спустя какое-то время на барахолке я купил настоящий “Старт-шоссе” на трубках. Было это примерно в 1987-1988 году. Вау! Как я летал на нем! Картошку, например, ездил окучивать в Сорочий Лог. Тогда же просто так кататься нельзя было, надо было какое-нибудь дело придумать: на работу, на картошку, в деревню к родственникам. Иногда в Озерки к родне я ездил на электричке, а потом до самого села три километра ехал на велосипеде по лесу.
Затем у меня образовался второй велосипед - “Турист”. Один скоростной велик, а второй предназначался для бытовых нужд. Трубки на “Старт-шоссе” были тогда дефицит, а в ремонте они были очень сложны. Нужно было разрезать трубку изнутри, достать кусочек камеры, заклеить, зашить и обратно приклеить на обод. Естественно, что они ломались время от времени. Мастерских не было… Что-то крутил сам, какие-то книжки, журналы помогали в этом.
Как-то попалось мне на глаза приложение к журналу “Сделай сам”, называлось “Твой друг - велосипед”, полностью посвященное велосипеду. Было это у какого-то друга. Я тогда пролистал всю подписку и попросил дать мне только это приложение. Отец моего друга собирал коллекцию этих журналов (это было весьма модно в те времена по всей стране - прим. ВБ) и, конечно, это было его достояние, которое он не мог подарить. Я умудрился найти ксерокс, откопировал и у меня до сих пор лежат копии страниц этого приложения! На этих страницах как раз описывалась подготовка велосипеда “Старт-шоссе” к походу. Кстати, багажники частично пошли именно оттуда! Там было описание багажника и я его сделал. Потом, когда я начал делать багажники на заказ, я изменил метод соединения трубок между собой и форму.
Одно время я жил в Алтайке. Тогда у меня было два велосипеда. Выехал однажды из дома по делам и столкнулся с мотоциклистом. У меня “сложилось” колесо. Я вернулся домой, перекинул с другого велосипеда колесо и поехал дальше! Колесо потом все же нужно было отремонтировать. А это же самое сложное в ремонте - собрать колесо! Я купил обод, взял прежние спицы и собирал его дня три! Заехал как-то в “Спортивный мир” узнать стоимость такой услуги и решил, что за такую цену сам справлюсь. Потом так сложилось, что меня предложили на роль механика в этот магазин, но что-то не срослось у нас с руководством и я прямо от “Спортивного мира” поехал в “Триаду”, где встретился с Владимиром Куриловым (руководителем клуба и директором магазина) и предложил себя на роль механика. Они позвонили мне на следующий день. Вот так я пришел на работу механиком в “Триаду”. Затем, когда клуба не стало, стал работать самостоятельно.
- Какой была велосипедная тусовка 10 лет назад? На чем ездили? Какие мероприятия и клубы существовали?
- В конце 90-х на барахолке я познакомился с велосипедистом. Звали его Юрий Юминов. Он занимался скупкой б/у велосипедов, ремонтом их и перепродажей. Юра активно звал меня кататься после окончания работы на барахолке. Отсюда и пошли эти “воскресные покатушки”. Чуть позже к нам присоединился Виталий Тухшерер, затем Лузя (Евгений Лузин - прим. ВБ) со своими друзьями, появился Владимир Лысенко (Пантера) и Данил Ананко.
В 2003 году в Барнауле появилось минимум три горных велосипеда - у меня (Felt), Лузина (Jamis) и Данила Ананко (GT). С Данилом рядом были Иван Крюков и Анна Харина. В этом же году появился Ромыч Чугунов, Евгений Сизов, ДимДимыч (Дмитрий Кузнецов), Виталий Тренькин и Наждак (Игорь Пинаев).
В 2003-2005 годах ДимДимыч организовывал покатушки на Правдинское водохранилище. Собиралось туда человек 15! Он же в Сухом Логу проводил первые велосипедные соревнования - велоориентирование.
Там же, в Сухом логу, по лыже-роллерной трассе проводила соревнования “Триада”. Помню, Наждак упал на этих соревнованиях прямо на старте. У него было два велосипеда и на них по разному были установлены переключатели (монетки), а может и тормоза… уже не помню. Аня Харина на тех стартах заняла первое место. Вадим Свирин фотографировал на этих соревнованиях.
В триадовских соревнованиях сначала я был третьим, потом приехал Павел Сухинин, ему дали триальный велосипед и он стал первым, отодвинув меня на 4-е или даже 5-е место!
Клуб “Триада” тогда проводил соревнования первый сезон. Они сначала делали старты по асфальтированному кругу, а затем даунхилл (downhill). Половина участников соревнований клуба были парапланеристами.
Помню, как на одной из гонок сбили Лузина. Дали старт, спортсмены поехали, а какие-то пьяные зрители сели в машину и поехали, типа гоняться с велосипедистами. Зацепили Женю. Организаторы их, конечно, остановили, вызвали милицию.
В 2005-2006 году “Триада” существовала параллельно с тусовкой барахолки, которая создавала свою организацию - Алтайскую краевую Федерацию Велосипедного Туризма. Больше никаких клубов не помню.
- Выросло количество участников. До 2005 года, увидев след от покрышки велосипеда, я мог сказать имя владельца, а теперь это невозможно! Сейчас даже увидев след фэтбайка (fatbike) не сразу угадаешь чей он. Значительно выросло количество и велосипеды стали чуть лучше. Разнообразнее немного стало. Если в 2005 были только покатушки выходного дня, то сегодня уже всякие “ночнушки”, “малотоннажки”, походы разные, соревнования… были, а сейчас опять закончились.
- Внешний вид сайта не вспомню уже. Когда я туда пришел, то пользовался только форумом. Статьи за все это время прочитал штуки 3-4. Нравилось читать отчеты.
- Не знаю, вроде всего хватает. Когда я попал на сайт, там был полезный раздел, где были ссылки на все велосипедные сайты, существовавшие в то время. Например, на сайт харьков-турист я вышел оттуда.
- Что бы ты добавил в велосипедной жизни Барнаула?
- Я бы добавил соревнований! Предложил бы велосипедный карнавал. В Питере, например, проводят маскарад-гонку. Устраивают же ретро пробег, так что думаю, это тоже может заинтересовать.
- Представь свою жизнь без велосипеда. Какой бы она была?
- А как это? Нет, я не могу себе этого представить!
Второй этап Чемпионата Сибири по эндуро состоится в Шерегеше
Dolphin's Pearl — бесплатно в казино Вулкан
"Качественный человек" или рассуждения о том, кем станут дети пап-экстремалов
Барнаульская кайт-школа "Стихия ветра"
Как культура влияет на азартные игры в мире
Как выбрать деревянный стеллаж для хранения вина: ключевые моменты