«Обычный турист с $ 100 в кармане сюда не попадет». Что посмотреть в Саудовской Аравии после эпидемии
Саудиты мечтают покончить с древними запретами, победить стереотипы, преодолеть зависимость от нефти и привлечь в страну туристов. Еще до закрытия границ «РБК Стиль» посетил Саудовскую Аравию и рассказал, сколько это стоит.
Саудовская Аравия долго была закрытой страной, которая не пускает туристов и держит своих жителей в религиозном страхе. Лица женщин стирают на рекламе, за разговор с незнакомкой могут побить камнями, специальная электронная система позволяет мужчине следить за местоположением женщины — и все это в XXI веке.
Новые реформы наследного принца Мухаммеда бен Сальмана сделали это мифами: теперь женщинам не нужно носить абайю (в чем ходить, решает сама женщина), никто не попросит вас укрыть голову в аэропорту (а вот попросить прикрыть колени или локти еще могут). Здесь не отрубают руки по любому поводу, женщины могут водить машину, учиться и путешествовать без сопровождения мужчин. В 2017 году журнал Time даже назвал Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда человеком года, по версии читателей, за все эти заслуги.
Саудиты всеми силами стремятся улучшить свой имидж на мировой арене и не отставать от своих соседей — ОАЭ, Омана, Бахрейна и других. Однако о Саудовской Аравии существует все еще много стереотипов, с которыми королевство теперь активно борется, в том числе — с помощью туризма: в сентябре 2019-го саудиты стали выдавать туристические визы не только мусульманам, которые хотят посетить Мекку. Сделано это в рамках общей программы Vision 2030, которая позволит экономике страны перестать зависеть от нефти.
Что происходит в рядовой семье, например, Эр-Рияда — иностранному туристу все еще тяжело узнать. Во-первых, имидж наследного принца регулярно страдает из-за борьбы за власть внутри страны (самый известный скандал — убийство журналиста The Wall Street Journal). Во-вторых, нововведения прошли очень стремительно, и вряд ли стоит ждать их радушного приема, особенно в консервативных домах, где мужчины могут сохранять власть над женщинами независимо от того, что говорится в законах. Однако в туристических зонах новые реформы действуют в полной мере, а к ним добавляются еще особенности восточного радушия.
С масштабным открытием границ оказалось, что у саудитов есть на что посмотреть. Например, уникальный город Аль-Ула и впечатляющие «марсианские» горы, которые его окружают. Скалы, образованные из красного и черного песчаника, — пожалуй, главный «аттракцион». С помощью ветра и времени они приняли необычные формы, которые напоминают то слона, то жирафа, то человеческую голову.
Там же находится Хегра (Мадаин-Салих), древний город набатеев. Самое известное и важное место этого народа — Петра в нынешней Иордании, столица набатейского государства. Здесь же, в Саудовской Аравии, находится вторая по важности локация: более сотни скальных захоронений (II век до н. э. — I век н. э), а также система гидротехнических сооружений и центр караванной торговли. Мадаин-Салих начали исследовать лишь в 2002 году, а в 2008-м он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, став первым признанным объектом на территории Саудовской Аравии. Странно осознавать, что еще в 2017 году здесь совершенно не было гостей и туристов.
«У нас много секретов, и мы хотим наконец-то поделиться ими со всем миром», — говорит один из экскурсоводов Аль-Улы Мухаммед. Он родом из этих краев: в детстве Мухаммед играл тут вместе с друзьями, они пили чай, сидя на «диванах». Их отцы родились в этих землях и охраняли древний город в скалах еще каких-то 40−50 лет назад. Позже семьям дали другую землю и стабильный доход, а многие из молодого поколения работают теперь в Аль-Уле и помогают развивать туризм королевской комиссии. Саудовская Аравия даже выделила 500 грантов для местных на обучение гостиничному и туристическому бизнесу в Европе и США, чтобы полученные знания они применили у себя на родине.
Сезон в аравийской пустыне продолжается с октября по март, когда погода не такая жаркая. Все это время проходит фестиваль «Зима на Танторе». В 2020-м туристы, предположительно, смогут посетить Мадаин-Салих только осенью. Летом здесь ведутся исследовательские и восстановительные работы, а попасть на территорию можно только по особому разрешению королевской комиссии.
Добраться до этого сказочного места непросто: прямого перелета из России (не говоря уже о Беларуси) в Саудовскую Аравию нет, кроме того, из Эр-Рияда нужно будет еще долететь до самой Аль-Улы.
При выборе туристической концепции Аль-Улы саудиты не пошли по пути «исключительной идентичности»: они не пытаются играть с национальными мотивами, стелить везде ковры и катать иностранцев на верблюдах. Здесь вас ждут все привычные искушенному европейцу вещи, просто помещенные в декорации пустыни.
Например, в этом году прямо в песках и скалах построили несколько известных поп-ап-ресторанов. «Аннабель» — закрытый лондонский клуб, вход в который возможен только по членской карте и при соблюдении дресс-кода, именно там отдыхают кинозвезды после премии BAFTA. В Саудовской Аравии сделали первый за пределами Великобритании филиал «Аннабель» и сразу со свободным входом. Хотя, скорее всего, обычный турист с $100 в кармане сюда не попадет.
Еще одно место для незабываемого ужина — Sass Café, пустынный филиал знаменитого ресторана и клуба в Монако. Он открылся в 1993 году и может похвастаться гостями уровня Бейонсе и Леди Гаги. В Аль-Уле Sass расположился прямо между горами.
Отличают все эти заведения кроме песчаного пола и фантастического природного ландшафта отсутствие привычной винной карты и возможности добавить игристого к обеду. В Саудовской Аравии все еще действует закон о полном запрете алкоголя на всей территории страны. Однако местные жители надеются, что с целью увеличения потока туристов правительству придется ввести реформы, как, например, в Эмиратах, где алкогольная продукция становится доступна в барах и ресторанах отелей.
В этом сезоне «Зимы на Танторе» можно было остановиться в одном из четырех отелей. Например, RV Park предлагал путешественникам 31 трейлер прямо в пустыне. Стоимость одной ночи в таком трейлере обойдется в $200, что считается одним из самых доступных и при этом интересных вариантов в Аль-Уле. Внутри трейлера есть кровати, душ, ванная комната, мини-кухня с кофемашиной и даже плитой.
К 2023 году здесь планируют построить еще четыре курортных отеля, чтобы разместить большее количество гостей: три под брендом Aman Resorts, а также один по проекту французского архитектора Жана Нувеля. Формат, который предлагает турпакет Аль-Улы (а пока по-другому здесь оказаться невозможно), — длинный уикенд на 2−3 дня. Кстати, на такой же срок много десятилетий назад останавливались и караваны паломников, чтобы пополнить запасы и помыться, а также оставить лишний багаж у горожан, которые были «известны своей надежностью» (цитата путешественника XIV века Ибн Баттута). Стоимость такого уикенда — от $3 тыс. до $20 тыс. на человека. Однако цены могут измениться с появлением большего количества отелей, а также c размещением их на популярных сервисах типа Booking. Все же к 2023 году саудиты прогнозируют прирост туристов до 230 тысяч.
«Девушки несли с собой ромашки». В Могилеве задержали участников экскурсии
Египет: опубликована информация по Новогодним и Рождественским турам
Отдыхать - не работать! Что предлагают сегодня в сфере отдыха и туризма
Российские туристы хлынули на Мальдивы: раскуплены все места почти до Нового года
Вкусные впечатления: бортовое питание на рейсах Uzbekistan Airways