Остров Тристан-да-Кунья: как живется на краю света?
Ближайшие соседи живут в трех тысячах километров отсюда. Здесь нет аэропорта, и если вы пропустите корабль на материк, придется ждать год.
Добро пожаловать на остров Тристан-да Кунья, такой удаленный уголок, что даже коронавирус сюда не добрался.
«Я бы не хотел жить где-то еще», — говорит местный житель Гарольд Грин.
Но Тристан-да-Кунья, или Ти-ди-си, как сокращенно зовут его обитатели, — место не для слабовольных. Сказать, что это захолустье — еще ничего не сказать.
Если вы хотите своими глазами увидеть самый удаленный от ближайшего материка обитаемый остров на Земле, то вот как это сделать:
- Летите в Кейптаун.
- Садитесь в парусную лодку.
- Плывете в среднем 18 дней по одному из самых бурных морей на планете и ждете, когда в просвете сплошного тумана появится венчающая остров внушительная скала.
- Молитесь, чтобы ветер стих, и вы смогли причалить.
- Как можно скорее вытаскиваете лодку на берег, чтобы ее не разбило о скалы и не унесло в океан.
- И вот вы на месте, в Эдинбурге Семи Морей — столице Тристан-да-Куньи.
Можно, конечно, добраться быстрее и с большим комфортом — южноафриканский корабль «Агульяс» преодолевает 2810 километров всего за шесть дней. Проблема в том, что он ходит туда и обратно раз в год, и мест на нем немного.
Еще есть шанс попасть на одно из рыболовецких судов, которые иногда заходят на остров.
Так что добраться до Тристан-да-Куньи — равно как и выбраться оттуда — весьма непросто.
«Друзья на всю жизнь»
Все 245 постоянных обитателей Тристан-да-Куньи (на данный момент 133 женщины и 112 мужчин) живут бок о бок в Эдинбурге Семи Морей.
В поселке есть кафе, зал для общественных мероприятий, почта и паб «Аьбатрос». Еще имеются маленькая, но современно оборудованная больница, и еще меньшая по размеру школа.
«Если вы впоследствии не уедете с острова, то люди, с которыми вы вместе ходили в школу, будут рядом с вами всю жизнь», — сказал Би-би-си Алистер Уилли, раньше работавший на Тристан-да-Кунье аграрным специалистом.
Своих будущих супругов здесь встречают раньше, чем начинают думать о женитьбе или замужестве.
Если вы коренной тристанец, то, скорее всего, окажетесь гордым носителем одной из шести основных фамилий на острове: Лаварелло, Репетто, Роджерс, Свейн, Грин и Гласс.
Из постоянных жителей только двое родились не здесь: мужчина и женщина, которые много лет назад заключили брак с островитянами.
Есть еще врач и учитель, которые приезжают на определенный срок из Соединенного Королевства, поскольку Тристан-да-Кунья — британская заморская территория.
Развлечения
«Здесь так тихо, что слышно, как растет трава», — говорит патриот Тристан-да-Куньи Гарольд Грин.
По его словам, этим остров ему и нравится. А еще тем, что здесь не нужно запирать двери.
«Зато интернет либо плохой, либо очень плохой», — вмешивается в разговор другой местный житель.
Имеется плюс: все телефонные звонки в большой мир бесплатны — если телефон работает.
На острове есть единственная дорога длиной примерно три километра, идущая вдоль берега к «прогалинам», как их называют жители: небольшим полям, защищенным каменными стенами от здешних сильных ветров.
Там выращивают овощи, в основном картошку, пасут скот, а летом, по выражению бывшего островитянина Алистера, «немного отдыхают».
Любимое занятие — барбекю, которое здесь чаще называют на южноафриканский лад «браи».
Важное место в досуге жителей прежде занимали игра на музыкальных инструментах и пение, но теперь, по словам Алистера, большинство предпочитает проводить свободное время, «глядя в экран».
Еще можно гулять пешком по зеленому острову, на котором самое большое расстояние не превышает 10 километров, спускаться в глубокие долины и взбираться на пик высотой 2062 метра.
Земля и вода
Здесь почти нет ровных поверхностей. Две трети периметра острова занимают крутые скалы, о которые бьется постоянно бушующее море.
Тристан-да-Кунья — главный остров одноименного вулканического архипелага. Для различия жители называют архипелаг полным именем, а свой остров — просто «Тристан».
Кроме него, в архипелаг входят Соловьиные острова, куда тристанцы отправляются на лодках отдохнуть и поплавать в океане (на главном острове мешают предательски сильные течения и акулы), Недоступный остров (название говорит само за себя) и суровый остров Гоф, где ЮАР держит метеостанцию с несколькими ежегодно меняющимися сотрудниками.
«Существует склонность романтизировать островную жизнь, но это дело вкуса, — говорит Алистер Уилли. — Там красиво, но, конечно, не рай».
Остров тишины
Вой ветра и коровье мычание — единственные громкие звуки на Тристан-да-Кунье.
Поразительно, что на острове очень много птиц, но они не поют.
«Вот такое противоречие», — говорит Алистер, назвавший свой блог «Пингвины и картошка» (penguins-and-potatoes.co.uk), в честь бесчисленных лазающих по скалам птиц, с которыми он и его жена делили островную жизнь.
Отсутствие хищников позволяет жить нелетающим птицам, как те же пингвины и особый вид коростелей, живущих на Недоступном острове и больше нигде в мире.
Без фруктов, но с лобстерами
На самом удаленном острове на Земле нетрудно соблюдать карантин — география делает это за вас.
«Но то, что на острове нет Covid-19, не означает, что последствия пандемии нас не коснулись», — говорит местная жительница Фиона Килпатрик.
Из-за локдауна в ЮАР корабли не выходят из Кейптауна.
«Цепочка снабжения, достаточно хрупкая даже в лучшие времена, серьезно нарушена», — рассказывает Алистер Уилли, продолжающий регулярно общаться с бывшими земляками.
«У них давно закончились фрукты и овощи, — говорит он. — Такое бывало и раньше, но кто знает, когда при теперешней ситуации будут новые поставки».
Чего у островитян сейчас в избытке — так это лобстеров, которые во множестве водятся в прохладной воде у прибрежных скал.
Их ловля и заморозка являются главным занятием жителей Тристан-да Куньи и в прежние времена приносили им 70% всех доходов.
Первый уроженец
Но самое главное для островитян последствие пандемии, о котором они не устают говорить, заключается в том, что на острове впервые с давних времен появился на свет ребенок.
«Во избежание осложнений женщины заранее отправлялись рожать в Южную Африку, но, поскольку сообщение прервалось, все произошло на Тристане», — рассказал Би-би-си Алистер Уилли.
Мать и дитя чувствуют себя хорошо. Островитяне с радостью приветствовали нового земляка.
Первые люди появились здесь в начале XIX века. Численность населения с годами колебалась, но последние десятилетия сокращается.
«Пока я там жил, умерло 15 человек, а родилось только двое, — сообщил Би-би-си Алистер Уилли. — Население стареет».
Одна из трех местных девочек, заканчивающих сейчас в Британии среднюю школу, решила поступить в университет. Если она впоследствии вернется, то станет первой жительницей Тристан-да-Куньи с высшим образованием. Еще один островитянин ранее получил диплом заочно.
При этом увеличивать население здесь не стремятся. Если вы цените уединенную жизнь и задумались об эмиграции на Тристан-да-Кунью, сделать это будет нелегко.
«Совет острова рассматривает каждого кандидата на постоянное место жительства и обычно отказывает», — говорит Алистер Уилли.