«Пугали, что на Ямайке закидают камнями и зарежут». Айтишник о переезде в США, путешествиях и работе фотографом
По образованию Иван Кокоулин — инженер электронной техники, долгие годы работает в ЕPAM. Но на просторах интернета он известен благодаря своему хобби: Иван много путешествует, снимает природу, животных и людей. В интервью TUT.BY он рассказал о том, как во время жизни в Минске попадал на репетиции учений МЧС, почему уехал в США и как прошло его путешествие в дебри Ямайки.
«На обычный пожар меня не звали. Только на что-то очень важное. Например на репетицию антитеррористической операции»
— Если загуглить твое имя и фамилию, можно найти фотографии с акций МЧС.
— В начале десятых годов я познакомился с пресс-секретарем МЧС по Минску Виталием Дембовским. Мы договорились, что я буду бесплатно фиксировать работу спасателей. У меня был всегда наготове походный рюкзак с техникой. В любое время суток могло прийти СМС или раздаться звонок. Если было нерабочее время (чаще всего такие события происходили ночью), я быстро одевался и выезжал на место. Часто появлялся там через пять-десять минут после пожарных, потом все огораживалось, а уже затем приезжали сотрудники новостных каналов и сайтов. У меня был своеобразный карт-бланш.
— Ты хотел прославиться?
— Нет. Наличие фотоаппарата — это своего рода пропуск, возможность попасть на мероприятие, на которое никогда не пустят постороннего человека. Я скорее воспользовался возможностью, чтобы видеть и переживать события из условного «первого ряда». Это касается не только сотрудничества с МЧС, но и съемок концертов, мероприятий, репортажей.
Параллельно я начал сотрудничать и с Afisha.tut.by. Договаривался с ними и после работы шел на чье-то выступление. К утру фотографии должны были появиться на портале. Так что меня ждали пара литров кофе и музыка в наушниках всю ночь. (Улыбается.) Задним числом понимаю, что качество обработки фотографий могло чуть хромать. В идеале работы должны немного отлежаться, чтобы изначальные эмоции ушли, а взгляд не замыливался после редактирования 500-й фотографии. Но все равно это был очень интересный опыт.
— Как к твоим фоторепортажам относились на основной работе?
— Большинство коллег об этом не знало. Ведь не все читатели TUT.BY обращают внимание на фамилии всех фотографов или журналистов (Улыбается.) Одно дело — читать о каких-то событиях и думать, что они происходят далеко от тебя. Другое дело — когда твой друг или коллега рядом с тобой может рассказать тебе все «из первых уст». Им было интересно это послушать.
— Получается какая-то круглосуточная работа. Как на нее хватало сил?
— Конечно, я так работал не каждый день. Но и на обычный пожар меня не звали. Только если случилось что-то очень крупное. Например, пожар частных домов, которые часто полностью выгорали зимой. Репетиция антитеррористической операции, учения при затоплении улиц после крупных ливней. Я освещал те события, с помощью которых МЧС рассказывал публике об особенностях своей работы.
Даже потом, после переезда в США, я иногда снимал отдельные свадьбы или частные мероприятия (например крещение). Причем не ради денег: хотел увидеть своими глазами традиции разных стран, которые не встречаются в Беларуси. Это индийские, турецкие, африканские, латиноамериканские, еврейские и конечно американские торжества. На эти частные церемонии просто так не попасть. А вот с фотоаппаратом — пожалуйста. Пустят в первый ряд, накормят и скажут спасибо.
— А почему ты переехал в Штаты?
— Я мог бы продолжать спокойно работать в Беларуси, активно путешествовать, но по многим причинам мне стало тесно. Сказал начальству, что хочу переехать. Мне предложили проект из Нью-Йорка. Съездил туда в командировку, и спустя пару месяцев мне сказали, что я подхожу. Подумал и решил, что надо попробовать.
Состояние «попробовать», похоже, немного затянулось. В США я уже восемь лет. Первые четыре жил в Нью-Йорке. Теперь переехал в Принстон (это в часе езды от Нью-Йорка) — устал от суеты и туристов. Сюда они часто не ездят. Хотя сейчас, во время карантина, вообще никто никуда не ездит. (Смеется.) Что касается работы, то я по-прежнему в ЕPAM. Хотя за эти восемь лет я сменил трех больших клиентов. В этом и прелесть для меня — когда один проект заканчивается или надоедает, всегда можно найти новый поинтереснее.
— Ты переехал навсегда или с возможностью и желанием вернуться?
— Я никогда не решал для себя, на сколько переезжаю. Когда такие мысли возникают (может, раз в год или реже), спрашиваю себя: мне здесь все еще хорошо или нет? Мне есть куда развиваться и продвигаться? Пока отвечаю на этот вопрос положительно, остаюсь здесь. Когда найду место, где мне будет удобнее или интереснее жить, перееду. Если в этот момент это будет Беларусь, с радостью вернусь. На самом деле, я буду очень рад, если это окажется Беларусь.
Но я не сторонник классических ценностей. Мол, Америка — чужая, а Беларусь — родная, или наоборот. Я стараюсь не воспринимать нашу планету как большое количество стран, которые разделяют границы. Для меня это один мир, и я весь его люблю.
«На съемку дикого животного у тебя зачастую есть от 5 до 30 секунд. Потом зверь тебя обнаруживает и начинает убегать»
— Когда ты жил в Беларуси, то освещал какие-то актуальные события. Что ты фотографируешь сейчас (кроме съемок свадеб или частных мероприятий)? И почему фотография для тебя по-прежнему актуальна?
— Одна из причин — найти для себя что-то новое. Ведь перед тем, как сделать фото, ты наблюдаешь, исследуешь, изучаешь. Иногда еще до съемки, и всегда — во время нее. Например, за время карантина я в основном снимал птиц в лесах в округе. Людей не было. Открыл для себя три разновидности дятлов, две из которых сосуны (пьют сок деревьев). Они делают до 10 тысяч ударов в день.
А еще фотоаппарат — это стимул подняться с дивана и отправиться на поиски. Бывает и наоборот: видишь что-то интересное и хочешь это зафиксировать. То есть иногда фотоаппарат является причиной, иногда следствием.
Но и в том, и в другом случае всегда присутствуют какие-то эмоции, личное отношение. К примеру, я вижу редкое животное или красивый свет ранним утром. С помощью фотоаппарата могу зафиксировать этот момент и вспомнить о нем позже. А, конечно, мне приятно делиться эмоциями с моими друзьями и теми, кто смотрит на фотографии. Хотя я понимаю, что есть ребята, которые делают классные художественные фотографии и снимают гораздо техничнее, чем я.
— Ты считаешь себя профессионалом?
— Скорее полупрофессионалом. (Улыбается.) Где-то уже пристрелял глаз, в каких-то моментах чувствуешь себя свободно с техникой…
— Ты выкладывал в социальных сетях фотографию рыси, сделанную вблизи. Это удача или следствие долгой подготовки?
— В идеале нужно было заранее прийти на это место, поставить палатку и ждать четыре-пять часов. А еще лучше принести палатку за недельку. За это время она «вживется» в лес, исчезнут человеческие запахи. И тогда можно караулить животных. Понятно, у меня на это нет времени. А, наверное, еще и желания. (Улыбается.)
Думаю, профессиональные фотографы согласятся со мной: профессионал — это часто не тот человек, кто круто снял одно случайное фото, оказавшись в нужное время в нужном месте. Это человек, для которого это и работа, и образ жизни: когда все отдыхают и веселятся — ты снимаешь. Когда все еще спят под теплым одеялом — а ты уже в росе или инее ждешь рассвета. В дождь, снег или метель, поднимаясь с тяжеленным, полным объективами рюкзаком, в горы или спускаясь в душные, полные москитов, джунгли. И ты постоянно готов к тому, что объект съемки может появиться в любой момент, и также быстро исчезнуть.
Разумеется, я очень много гуляю по лесам и диким местам. Техника всегда при себе в полувключенном состоянии. Но иногда из 10 походов лишь во время одного можно кого-то встретить. Да и то не в том ракурсе, в котором нужно. Поэтому такие поиски превращаются в рутину, когда ты постоянно, методично совершаешь действия, которые в 1% случаев приводят к успешному кадру. Хотя тут для меня в большей степени важен сам процесс, а не результат. Я просто люблю природу и удачно совмещаю эту любовь с фотографией.
Но при таком подходе количество переходит в качество, и удачные фотографии появляются чаще.
Что касается примера, который ты привел… На съемку дикого животного у тебя зачастую есть от 5 до 30 секунд. Потом зверь тебя обнаруживает и начинает убегать. Ты должен так прокачать свою технику, чтобы держать наготове камеру и за эти секунды, условно говоря, с закрытыми глазами все успеть настроить и снять.
— Сейчас ты получаешь деньги за свои фотографии?
— Я выкладываю свои фото на стоках (общедоступных торговых площадках. — Прим. TUT.BY). Но, как правило, фотографии природы, жучков-паучков, животных, закатов или пейзажей не приносят много денег. Тем более что таких фотографий в интернете полно. Один водопад практически не отличается от другого с коммерческой точки зрения. Лучше продаются фотографии, связанные с «социалкой», с деятельностью живых людей, с технологиями. Я не снимаю такие вещи целенаправленно. Но, разумеется, сделаю фото, если увижу коммерчески интересный сюжет.
Вообще, продажи на стоках могут позволить жить и зарабатывать где угодно, все упирается в стоимость жизни в конкретной стране. Например, в США я пока не могу себе позволить жить таким заработком, а в Беларуси — легко. Кстати, это был бы отличный плацдарм — у меня еще Азия не исследована! А до нее куда ближе лететь из Минска, чем из Штатов.
«Меня начали пугать: мол, тебя закидают камнями, машину обворуют, а тебя зарежут»
— Ты хочешь сделать фотографию частью своей работы?
— Конечно. Сейчас основная проблема, чтобы совершить такой транзит — нехватка времени. К примеру, есть месяц отпуска. Если я съезжу в Беларусь, а затем ко мне приедет кто-то из родственников, свободными останутся две недели. Добавляю к ним праздники — и получаю две поездки по девять дней. Для полноценных путешествий этого критически мало. Я специально не рассматриваю некоторые страны или регионы. Например, Бразилию откладываю уже который год. Не имеет смысла ехать туда или в аргентинскую Патагонию на девять дней.
Чувствую, что нужно время, хотя бы месяц, чтобы влиться в эту атмосферу страны, быта, смыть с себя рабочие мысли, не говоря уже о большой территории для путешествия. Конечно, полностью уходить с основной работы не собираюсь: она мне нравится. Но, возможно, оптимально было бы стать консультантом с частичной занятостью.
— То есть пока ты путешествуешь нечасто?
— Да, получается открывать по одной-две страны в год. Но помимо этого есть собственно США с их огромной территорией, национальными парками, где можно побывать на коротких выходных.
— Какое из последних путешествий тебе более всего запомнилось?
— Месяц как вернулся с Аляски. Эмоции невообразимые: нетронутая природа, свежайший воздух, дикие животные кругом. До этого были Мексика и ее колоритная деревенская культура, окутанная волшебным фольклором. Эквадор, Белиз, Индия, Перу — все по-своему интересны, сложно выделить. Ну и конечно незабываемая поездка на остров Ямайка.
Вообще мы часто судим о какой-то стране стереотипно. К примеру, какая-то из стран (например Афганистан) ассоциируется с террористами. Казалось бы, этих террористов — маленькая кучка, но она создает впечатление обо всей стране.
Что касается Ямайки, то на острове есть знаменитый курорт Негрил. Туда приезжают круизные корабли, там все чисто и культурно. Но я хотел посмотреть настоящую Ямайку. Когда рассказал знакомым, что хочу взять машину и поехать в гущу острова, меня стали запугивать: мол, тебя закидают камнями, машину обворуют, а тебя зарежут. Ведь черные очень плохо относятся к белым туристам.
Но все было по-другому. Где бы я ни останавливался, мне предлагали ночлег, еду, показывали основные достопримечательности. После публикации моего обзора в социальных сетях мне писали люди и рассказывали, что ездили вдоль всей Ямайки и там действительно классно.
Мне кажется, что в связи с мировыми проблемами (тем же коронавирусом) люди начинают проявлять свои черты более явно — кто-то еще больше напрягается, становится нервознее, злее. А с другой стороны видишь, как люди, наоборот, совершают добрые безвозмездные поступки, объединяются.
Вообще у меня всегда присутствовало желание узнать с помощью путешествий побольше о людях: что же ими движет, есть ли что-то общее и в чем отличия разных наций, культур, и такие ли мы все на самом деле разные? И чем больше я общаюсь с людьми, тем больше понимаю, что отличия в основном социальные, приобретенные. В движет нами всеми — желание делать добро при отсутствие страха. Страх — главный враг. В бедных странах он особенно часто присутствует из-за неосведомленности, необразованности.
— А как ты готовишься к путешествию? Читаешь книги, путеводители?
— Есть какие-то базовые вещи. Заранее скачать карты, составить маршрут, прочитать отзывы на форумах, купить билеты по стране. Люблю пользоваться сайтом Tripadvisor. На нем люди могу сами отмечать те места, которые им показались интересными. Какие-то достопримечательности могут иметь до тысячи отметок, другие — всего несколько. О таких не напишут в путеводителе, а ты найдешь для себя что-то необычное и уникальное.
А еще я активно пользуюсь каучсерфингом. Когда жил в Нью-Йорке, открывал комнату для гостей со всего мира. Они тусовались со мной, оставляли обо мне отзывы, что немаловажно. Имея хорошие позитивные отзывы, я мог сам легко находить места для ночлега в других странах, попадая в гости непосредственно к местным жителям. Только попав в страну, я мог составить впечатление о жизни людей, их культуре и обычаях. И никогда не знаешь каким место окажется. Может, чуть ли не дворец, а могут быть и четыре фанерины на трех гвоздях в каком-нибудь гетто.
Хотя для меня это одинаково интересно. Оставаясь на ночлег у местных, можно получить от них советы. А еще они могут помочь в путешествии. На той же Ямайке, ребята подсели к мне в машину, и мы проехались по их любимым местам, познакомились с живущим в пещере настоящим растаманом.
А в Белизе хозяин устроил мне экскурсию к пирамидам Майя и показал, где обитают паукообразные обезьяны.
— Путешествия и фотографии для тебя равноценны?
— Конечно, нельзя выделить что-то одно и сказать: «Это — первостепенно». Но если бы мне предложили приехать в какую-то классную страну без фотоаппарата, мне было бы очень тяжело. (Смеется.) Не понимаю, как можно смотреть на что-то красивое, уникальное, необычное и не иметь возможность сохранить это с помощью фото.
Но ради объективности надо сказать, что часто заставляю себя откладывать фотоаппарат и просто смотрю на какое-то событие, на красивый закат, на что-то еще. Ловлю себя на мысли: иногда я так думаю о создании кадра, что немного теряю ощущения присутствия здесь, теряю удовольствие от того, что вижу.
— Происходит определенная профдеформация?
— Да. Например, в Беларуси у меня была возможность снимать концерты с любой точки — и за сценой, и под сценой. (Улыбается.) После того как приехал в Штаты, долго не мог ходить на концерты. Сперва у меня не было аккредитации, а если стоять вдалеке, терялась связь с музыкантом. Прежде, имея большой объектив, я мог увеличивать картинку и виртуально присутствовать рядом с артистами, заметить детали их поведения, эмоции, мимики.
Благодаря фото я могу рассмотреть дома любые детали с путешествий, которые были слишком мелкими или которые не успел заметить. Это касается и людей, и животных, и архитектуры.
Однажды во время прогулки по дикому пляжу я встретил старого рыбака. Предложил яблоко, случайно оказавшееся у меня в кармане. И он его с удовольствием ел, пока я фотографировал. И только дома я заметил что у него был всего один зуб, а он мне ничего-то и не сказал!
Таким образом, мои поездки и открытия продолжаются даже после того, как я уже вернулся и оказался дома. Это еще одна причина, почему я так люблю фотографию. Она вдохновляет меня на дальнейшие путешествия.
"СНЕГ – boardshop" проведет первый контест по джиббингу в этом сезоне
Начался ажиотаж на авиабилеты в Грузию: названы минимальные цены на рейсы Москва-Тбилиси
Вулкан 24 скачать может каждый
Туроператоры открыли продажу горнолыжных туров в Европу
Роль капельниц в процессе вывода из запоя: Путь к восстановлению