Скандал в музее. Художница привела 100 посетителей, ее попросили заплатить за проведение экскурсии
В Национальном художественном музее проходит выставка художницы Зои Литвиновой «Знаки творческой воли». 11 января 2020-го художница Зоя Луцевич, ученица Литвиновой, организовала встречу, где вместе с коллегой рассказала около 100 посетителям о творчестве Литвиновой. После мероприятия сотрудники музея попросили у Луцевич оплатить проведение экскурсии. Это вызвало скандал в художественной среде.
Свою позицию Зоя Луцевич объяснила в посте на своей странице в фейсбуке.
— Сама Зоя [Литвинова] лежит в больнице, у нее больное сердце. Очень много желающих посетить выставку и лично встретиться с автором. Физически Литвинова не может этого сделать. Я взяла на себя инициативу привести людей в музей и рассказать о творчестве нашего знаменитого художника. Вчера [в субботу] в музее собралось около 100 человек. Все купили билеты. Я и Наталья Царик, кандидат искусствоведческих наук, провели в музее встречу со зрителями и рассказали о жизнедеятельности Литвиновой.
Как пишет Луцевич, после мероприятия ей предложили оплатить экскурсию.
— Мало того что своими усилиями мы принесли большую сумму денег в кассу музея (каждый купил билет, были даже иногородние) и не взяли ни копейки за свою работу, так мне сказали, что я не имею права выступать со своими историями в стенах музея и моя инициатива наказуема и грозит мне административной ответственностью. Причем никто из администрации музея не вышел к нам: ни директор Прокопцов, ни заместитель, ни кураторы выставки, ни сотрудники. Никто не поблагодарил нас за работу, которую они должны выполнять сами!
Луцевич утверждает, что «вся выставка и фуршет были оплачены самой Литвиновой».
— Все тексты и переводы сделали мы сами. И плакат, и фотосъемка! Музей предоставил только стены. Директор музея не провёл ни одной лекции, ни одной экскурсии по выставке, не пригласил важных гостей из министерства и дипкорпуса. А на самом открытии выставки даже порывался лишить меня слова и дважды вырывал микрофон из моих рук.
По мнению Зои Луцевич, у нее не будет персональной юбилейной выставки и никакой другой, «пока место директора будет занимать Прокопцов».
— Также не будет выставки лауреата Государственной премии художника Светланы Катковой, потому что я ее дочь.
В Национальном художественном музее категорически не согласны с позицией Зои Луцевич.
— Согласно нашим правилам посещения и Кодексу о культуре, экскурсионное обслуживание имеют право оказывать только сотрудники музея, либо это должно быть письменное согласование с администрацией, — говорит Светлана Анейко, заместитель генерального директора по научной работе. — Мы поддерживаем свой имидж и хотим хотим обеспечить качество информации, которая преподносится гостям музея на постоянных экспозициях и временных выставках.
По словам Анейко, информация о походе в музей была размещена исключительно на странице Луцевич в фейсбуке, с администрацией музея она не согласовывалась.
— Если бы в пятницу, за день до мероприятия, Луцевич пришла в музей и сказала, что хочет провести встречу или позвонила куратору выставки Наталье Селицкой, то не было бы проблем. Этого было бы достаточно, — комментирует генеральный директор музея Владимир Прокопцов. — Тогда я бы тоже подошел к гостям. А так это был выходной день, никого из администрации не было на рабочем месте.
— Договор на проведение выставки заключен между музеем и Зоей Литвиновой. У нас отсутствуют документы, свидетельствующие о передаче каких-либо полномочий другим лицам, в том числе Зое Луцевич, — отмечает Анейко.
По мнению руководства музея, сказать на входе, что у нас мероприятие, недостаточно.
— Да, им продали билет на посещение музея как индивидуальным посетителям, поскольку не знали о мероприятии. Когда узнали, возникли вопросы. Вы можете представить себе ситуацию, при которой любители искусства пришли бы в Третьяковку и сами проводили экскурсии?
Спрашиваю у руководства музея, где же граница между частным рассказом о выставке и экскурсией.
— Если мать захочет рассказать о картинах своим детям, ей придется платить?
— Мы изучали опыт российских коллег, — говорит Светлана Анейко. — У них есть такая формулировка. Экскурсией также считается групповое посещение экспозиции, где проводятся беседы, дискуссии, встречи, обсуждение. Причем большим количеством людей.
У нас как зачастую происходит? Как только публика видит в зале человека, который что-то говорит, люди начинают туда подтягиваться. Получается стихийная экскурсия — движение по маршруту с остановками и проговариванием текста. Музей хотел бы этого избежать. Есть такая услуга, и она оплачивается.
По словам замдиректора, граница, которая определяет, частный это разговор или экскурсия, является количество человек.
— Если это семья и разговор идет тихо, то можно. Если громко и на весь зал — это экскурсия.
— А что делать, если к такому разговору присоединяются люди?
— Надо сказать, что человек, который делится своими впечатлениями, не экскурсовод.
Но вернемся непосредственно к теме скандала. В Национальном художественном музее также не согласны с тем, что они якобы не оказывали помощи при подготовке выставки.
— К сожалению, Луцевич говорит неправду. Транспортировка, баннеры, монтаж и демонтаж выставки были оплачены музеем. Фуршет — это всегда личное желание художника. Музей никогда и ни в каких случаях не оплачивает его.
Владимир Прокопцов опроверг и информацию о конфликте на открытии выставки.
— Было открытие выставки Литвиновой. Выступили все, кто планировал. С ответным словом выступила сама Зоя Литвинова — так всегда делается. Я как ведущий говорю: а теперь пошли в зал. Мы спускаемся со ступеней. А Луцевич подбегает к микрофону и говорит, что тоже хочет выступить. Но публика уже уходила… О ее выступлении вполне можно было предупредить заранее.
В Национальном художественном не согласны и с обвинениями в том, что у Луцевич больше не будет выставок.
— Не директор Прокопцов распределяет выставки художников, — говорит Владимир Иванович. — Есть ученый совет. Туда входят музейные сотрудники и специалисты со стороны (из Академии искусств, Союза художников и т.д.), которые рассматривают заявки. Сначала мы распределяем международные музейные проекты (например, от Третьяковской галереи). Затем — наши музейные проекты (например, «Русские импрессионисты») и проекты, связанные с нашими патриархами (например, с Арленом Кашкуревичем, Майем Данцигом и другими). После этого распределяем оставшиеся помещения среди художников.
По словам Прокопцова, некоторые художники ждут по два-три года.
— У нас 1200 художников в Союзе. И каждый хочет выставиться в определенные месяцы в определенных залах. Если так делать, музей превратится в проходную галерею. Начинающим художникам мы отказываем. В конце концов есть другие выставочные площадки в городе. Например, галерея Савицкого, Дворец искусства. Мы даже отказываем некоторым заслуженным деятелям искусств. Отсюда и обиды.
Как утверждает директор, музей уважает Зою Литвинову.
— Выставка по ее заявке состоялась. У нас нет никакого конфликта с ней и никаких претензий к мастеру.
— 15 января у нас будет отдельное мероприятие по выставке Зои Литвиновой, — добавляет Светлана Анейко. — Запланировано, что куратор выставки Наталья Селицкая проведет по ней экскурсию.
Что касается Зои Луцевич и Светланы Катковой, то они отправили заявки на проведение выставки на 2020 год.
— Планы на следующий год утверждаются на ученом совете. Он прошел 11 октября 2019 года и утвердил планы на 2020-й. Заявки Луцевич и Катковой были получены 14 ноября. Мы ответили им, что не можем рассматривать их заявки. Предлагаем их переделать и будем рассматривать в конце 2020-го как заявки на 2021 год.
Туризму дали мрачные прогнозы: путешествия в Европе восстановятся не раньше 2024 года
В Турции установлен новый максимум по ковиду
Из-за тумана самолет с белорусскими туристами час кружил над Марокко
День Автомобилиста отметят барнаульские джиперы в Борзовой заимке