«Спячка. Ничего нет, никого нет». Как турбизнес безвизового Бреста (не) выживает без денег и туристов
Гостиницы без постояльцев, кафе без посетителей, Брест — без виз и туристов. К такому нас не готовили, вздыхают брестские турфирмы, гиды, владельцы кафе, ресторанов и отелей. Одни сидят без работы дома, другие закрывают свои заведения на каникулы, третьи — отправляют часть сотрудников в неоплачиваемые отпуска, но продолжают работать и готовить ужины медикам, которые борются с коронавирусом. Шел «надцатый» день пандемии, брестская сфера гостеприимства выживала как могла.
Своими проблемами представители брестских турфирм поделились с нами еще три недели назад. Позвонили, сказали: «Все плохо, надо встретиться». Пришли, встретились.
Сидели в пустом офисе в центре города мы, председатель ассоциации организаций туризма (АОТ) «Партнерство» Михаил Юркевич и руководители двух известных в городе турагентств. Названия своих фирм они попросили опустить. Проблемы в отрасли серьезные, молчать о них нельзя, озвучивать страшно — вдруг клиенты испугаются и побегут возвращать деньги за предоплаченные туры? А как их вернуть? Средства давно перечислены иностранным туроператорам, те переслали их гостиницам и перевозчикам, которые вложились в подготовку к началу нового сезона. Попробуй теперь верни — проблемы-то у всех одинаковые.
— Брестские турагенты просто останутся крайними, если сейчас с них потребуют деньги. Их неоткуда взять, — говорит руководитель одной из фирм.
— Мы бы хотели сориентировать потребителя в свободном режиме ожидать реализации своих желаний, — деликатно подчеркивает Михаил Алексеевич.
— Здесь, как и с коронавирусом, главное — не допустить паники. Если все побегут одновременно — это будет всё… Нам бы очень хотелось, чтобы не было паники. Никто не заинтересован в том, чтобы кому-то не отдать деньги, но на это нужно время, — вторит ему коллега.
Сложившуюся в туротрасли ситуацию понятно и емко можно было бы описать нецензурной лексикой. Но нам нельзя, а Михаил Алексеевич для этого слишком хорошо воспитан. Он рассказывает о масштабах кризиса красочными метафорами. Борьбу с коронавирусом, например, называет «войной, в которой мы еще не были никогда». Если говорить без лирики, то все очень плохо: из-за закрытых границ выездной туризм остановился, групповые заявки отменяются, путевки на отдых в этом сезоне не продаются.
— Туристов нет вообще, — вздыхает Михаил Алексеевич, — Поэтому посменно дежурим сейчас в турфирмах, перешли на «удаленку».
— А живете за счет чего?
— За счет накопленной «подушки безопасности». Ее размер у каждой фирмы свой.
Предложений по выходу из кризиса у турфирм много. Прежде всего: ввести налоговые каникулы, изменить порядок оплаты по коммуналке, снизить аренду. Также турфирмы предлагают дать отсрочку по исполнению обязательств по ранее заключенным договорам с туристами. Они настаивают, что массовые отказы от предоплаченных туров повлекут череду банкротств. В итоге фирмы закроются, а клиенты останутся и без денег, и без отдыха. Вместо этого турагенты предлагают перенести свои отпускные планы на более поздний срок.
Свои проблемы брестские турфирмы тезисно сформулировали в обращении, которое АОТ «Партнерство» направило в облисполком, Министерство спорта и туризма.
«Ничего нет, никого нет»
Через три недели после разговора с руководителями брестских турфирм мы вновь созвонились с Михаилом Алексеевичем узнать, как поменялась ситуация. За это время Минспорта и туризма разработало комплекс мер для решения проблем отрасли в связи с эпидемиологической ситуацией в мире, а министр экономики Александр Червяков встретился с представителями турсоюзов и ассоциаций.
— Принципиального решения пока не было, — говорит Михаил Алексеевич. — Я так понимаю, что пока еще в процессе, но якобы учтут пожелания Минспорта, которые направило по сути наши [белорусских турфирм] предложения правительству. Правительство пока еще серьезного решения не приняло. Видимо, они тянут время, смотрят, как развивается эпидемиологическая ситуация в стране.
— А какая ситуация в брестских турфирмах на сегодняшний день?
— Сплошная спячка. Ничего нет, никого нет. Многие фирмы продлили каникулы до 31 мая.
Ждут решения вопроса и в Брестском облисполкоме.
— Это общая проблема. В особенности тех предприятий, которые занимались въездным и выездным туризмом. Тут разный вектор проблем, связанных с отказом от туров и требованиями возврата средств. Предложения «Партнерства» вошли в наш общий пакет предложений, которые мы обсудили. Сейчас уже подготовлен проект указа о поддержке отрасли. Он сейчас проходит согласование на уровне областей и Совмина, — рассказал TUT.BY заведующий сектором туризма управления спорта и туризма Брестского облисполкома Денис Никитюк.
«Посмотрели, что у нас множатся убытки, и решили уйти на каникулы»
В сложной ситуации в связи с пандемией оказался не только туризм, но и вся сфера услуг. 15 апреля ресторатор Кирилл Борохов сообщил TUT.BY о том, что его гриль-бар Korova и ночной клуб «Соло» уходят на каникулы. Скорее всего, временно закроет свои двери еще одно заведение — пиццерия Mario. Причина банальная: отсутствие клиентов, спад по выручке.
— В «Соло» у нас был ночной режим работы, в Korova до 2.00 работали в будни и до 4.00 в выходные. Потом нам санэпидемстанция рекомендовала работать до 23.00. Ну, рекомендация носила утвердительный характер. Да даже если бы этого не было, спад по выручке был бы примерно такой же. Мы же живем в едином информационном поле, знаем, что идет увеличение количества заболевших, люди начинают бояться — и сокращается посещение заведений. Переключение на доставку не дало нам такого эффекта, так как не все наши рестораны заточены под доставку.
По словам Кирилла, арендодатели пошли навстречу и снизили аренду от 50 до 90%, но должного эффекта это не дало. Персонал заведений отправили в отпуск за свой счет в надежде, что вскоре пандемия пройдет и можно будет открыться.
— Мы посмотрели, что у нас множатся убытки, и решили, что лучше уйти на каникулы, — рассказал Кирилл.
Пандемия также отложила реализацию в Бресте нового бизнес-проекта ресторатора — пространства «Мир»: за одноименным кинотеатром должна была открыться площадка с кафе, баром, кофейней, лекционным клубом, магазином мерча, террасами, пинг-понг-клубом и капсульным отелем. К открытию все было готово, «Мир» планировали запустить в конце марта.
— Решили перенести открытие потому, что это был бы какой-то пир во время чумы. Приняли решение поставить проект на паузу. Арендатор сократил нам арендную ставку, за что ему большое спасибо, — говорит Кирилл.
«Нам платить налоги, платить коммуналку — а денег нет от слова «вообще»
Брестский отель «Серебряный талер» тоже ушел на бессрочные каникулы.
— Гостиницу закрыли пока. Нет смысла держать. Туристов нет, командированных тоже. Все пусто, — сообщили TUT.BY в администрации.
Ресторан пока работает. Правда, из 40 сотрудников больше половины ушли в отпуск за свой счет, остальные продолжают работать:
— Мы перепрофилировались и стали делать полуфабрикаты: чебуреки, вареники, пельмени, манты, готовить еду навынос. У нас же люди работают. Мы не можем их просто отправить на улицу голодать. Естественно, кого-то пришлось отправить за свой счет, а кто хочет — приходит и работает. Потом все, что мы продаем, идет на зарплату. Это уже не для бизнеса, а чтобы просто поддержать коллектив. Все очень печально. Сидим на пороховой бочке: нам платить налоги, платить коммуналку, а денег нет от слова «вообще». Естественно, в первую очередь мы хотим помочь людям, которые у нас работают. Если бы нам сделали какие-то каникулы — налоговые, коммунальные — нам было бы полегче.
При этом персонал ресторана готовит еду медикам Брестской областной клинической больницы, куда направляют пациентов с коронавирусом.
— Чисто по-человечески решили им помогать, за свой счет. Им несколько предприятий помогает. Кто-то возит завтраки, кто-то — обеды. Мы договорились на ужины. Сами мы бы все просто не вытянули, — говорят в администрации «Серебряного талера».
«Большие планы были»
Свою последнюю экскурсию брестский гид Ольга Малафеечева провела в двадцатых числах марта — тогда россияне еще успели приехать. С тех пор работы нет. Когда появится — неизвестно.
— Все стали писать и отказываться. Апрель пустой.
— И что делаешь?
— Грущу, — смеется Ольга. — Расстроилась, конечно. Большие планы были. После зимы всегда много надежд — в том числе и финансовых — на начало сезона. А сейчас «прихода» нет, поэтому живем на запасы и ждем, чтобы быстрее все восстановилось. Я думала, может, белорусы будут ездить: никуда нельзя — так хотя бы по Беларуси. Но, наверное, люди предпочитают пересидеть.
«Предприятия, которые арендуют городскую собственность, получат преференции»
Вопрос поддержки брестских бизнесменов, работающих в сфере гостеприимства, поднимался и 16 апреля на пресс-конференции в Брестском городском исполнительном комитете. Мэр города Александр Рогачук говорит, что власти готовы помочь предпринимателям решить вопросы с арендой, но есть одна проблема — многие арендуют помещения не у коммунальных предприятий, а у других частников.
— Те предприятия, которые арендуют городскую собственность, получат преференции. Да, будут недопоступления в бюджет, но это абсолютно объяснимо. Однако много брестских предпринимателей этой сферы арендуют площади у других собственников — и здесь наше решение может носить лишь рекомендательный характер. Но количество обращений от арендаторов к власти с просьбой помочь им решить этот вопрос выросло в разы. Я думаю, что задача власти в этом случае — поговорить с собственником «по-семейному» и помочь им всем договориться. Кроме того, сейчас на уровне правительства уже готовятся большие нормативные документы, — рассказал Александр Степанович.