«Три ночи провели на стоянках возле магазинов». Поговорили с людьми, которые жили в авто
Часто автолюбители чувствуют себя в машине как дома. Но что, если она становится домом в буквальном смысле? Вместе с av.by мы нашли людей, которым довелось пожить в авто. Какие жизненные события привели их к этому, как они обустраивали быт, с какими проблемами сталкивались и какие впечатления накопили — читайте в материале. Герои своим примером доказывают: если у вас есть автомобиль, вы никогда не останетесь без крыши над головой.
Татьяна, 32 года
— Месяц назад мы с другом путешествовали по Америке. Это была моя давняя мечта — устроить road trip по Калифорнии, как в американских фильмах. Нам нужен был настоящий дом на колесах. Сначала хотели арендовать кемпер, но увидели цены и поняли, что не потянем. Тогда выбрали Dodge Grand Caravan. В нем три ряда кресел, при необходимости они складываются, и получается ровное пространство около 2,5 метра в длину. Это было наше главное требование. А еще «Додж» расходует бензин как легковушка, а не как микроавтобус. Кажется, около 10 литров на 100 километров пробега, но точную цифру не назову: в Штатах объем топлива измеряется в галлонах, а расстояние — в милях. Я постоянно в них путалась!
Мы забронировали авто через агрегатор за два месяца до путешествия: это намного дешевле, чем на месте. В брони был указан класс автомобиля: «Dodge Grand Caravan or similar». Но нам нужен был именно «Додж», я все время повторяла про себя: пожалуйста, пожалуйста, пусть это будет именно «Додж»! Наяву все оказалось даже прикольнее, чем в мечтах. Если в европейских конторах проката тебе предлагают определенный автомобиль, то в Сан-Франциско ты выбираешь машину самостоятельно. Красный «Додж» понравился нам сразу. Но мы все-таки прямо на стоянке проверили, как раскладываются сиденья. Радостно прыгнули в него и поехали закупаться.
Вот наш список must have для тех, кто собирается превратить машину в дом: двуспальный надувной матрас, насос, спальники, туристические коврики, горелка, 2-конфорочная плита, газовые баллоны, посуда, холодильник, запас еды и особенно воды. Большую часть снаряжения нам одолжили друзья из Сан-Франциско. Мы докупили еще складной стол, стулья и даже палатку, но ни разу не воспользовались этими покупками. И по возвращении просто вернули их в магазин. Для освещения автомобиля в темное время суток нужны лампочки — мы купили длинные новогодние гирлянды. Это не самая важная вещь, но было очень уютно, когда огоньки сияли и переливались в темноте. Да, и обязательно — беруши и маска для сна. У меня еще с собой была большущая торба косметики (и это не декоративной).
«Провели ночь возле Гранд-Каньона и три — на парковках магазинов»
Мы романтики, но не авантюристы: еще до поездки выяснили, где в Штатах можно и где нельзя ночевать в автомобиле. Например, не во всех кемпингах разрешают спать в машине, нужно иметь палатку. Можно на парковках сети магазинов Walmart, там точно не прогонят и не оштрафуют.
Но, честно говоря, несознательность мы иногда проявляли. В американских национальных парках информационные стенды напоминают туристам, что в машине нельзя оставлять еду. Были случаи, когда медведь, почуяв запах пищи, вламывался в автомобиль. Все-таки мы иногда ее оставляли и надеялись, что днем медведь не полезет в машину. Хотя что могло ему помешать?
«Доджик» вел себя превосходно: не поломался посреди пустыни, не сел, прекрасно показал себя на большой скорости — 90 миль в час, летая по серпантину среди скал или в Долине Смерти. Конечно, это не кабриолет, который волшебно вписывается в ландшафт. «Додж» — рабочая лошадка, авто для американской семьи с тремя детьми. Но все-таки это была идеальная машина для наших задач.
Почему мы решили спать не в палатке, а именно в автомобиле? Это было желание испытать новый опыт. Ночевки в палатке я уже проходила: студенткой была в двухнедельном походе по Карпатам, однажды встречала Новый год в Крыму в горах. Жизнь в машине привлекала нас абсолютной свободой: с утра встал и поехал. Не нужно возиться с палаткой, не зависишь от отелей и бронирований. Были классные моменты, когда мы быстро собирались — и вскоре завтракали яичницей и кофе на берегу океана. Никакой пятизвездочный отель не подарит такой романтики и свободы.
Так вышло, что мы ночевали в машине всего четыре ночи. Одну провели в кемпинге возле Гранд-Каньона, три остальные — на стоянках возле магазинов. В какой-то момент температура воздуха ночью опустилась до -15°C, и ночевать в авто стало невозможно. Пришлось быстренько искать жилье на Airbnb. Я всем советую иметь план В. А еще лучше — план B, C и D (смеется).
Анатолий, 55 лет
— В девяностые годы, когда белорусская экономика переживала сложные времена, а предприятия разваливались, я, как и многие, оказался перед выбором. Или продолжать работать инженером-конструктором за 20 баксов, или что-то предпринять, рискнуть и работать на себя. В 1993-м мне было 29 лет — молодой, здоровый мужик. Уже семейный человек, дочке года четыре. И я начал гонять в Беларусь машины из Европы на продажу.
Мы собирались компанией по 3−4 человека, выезжали из Бреста на одной машине: во-первых, чтобы сэкономить, во-вторых, компанией путешествовать всегда безопаснее, чем в одиночку. Ездили на разных машинах, но я предпочитал Volkswagen Passat B3 универсал. Большой и вместительный немецкий автомобиль, задние сиденья раскладываются, достаточно удобно в нем спать.
«Полиция растворяется в ночи, и на смену приходит «братва»
Мы хорошо изучили европейские авторынки, знали, где можно найти недорогие и качественные подержанные автомобили. Ездили в основном в бельгийский Брюссель, немецкий Эссен и голландский Утрехт. Не всегда удавалось провернуть все дела за день, приходилось оставаться на ночевку. По тем временам самый дешевый отель стоил 50 немецких марок или 50 нидерландских гульденов. Отдать деньги за ночь в отеле значило урвать кусок от своего заработка. А доход не был заоблачным и зависел от того, какой автомобиль ты пригонял. Если дешевый за $ 1000, то весь твой навар — максимум $ 200. Если автомобиль поновее и подороже, можно было заработать на нем $ 500−600. Поэтому за комфортом мы не гнались, ночевали прямо в машинах. В городах это запрещено, а вот на стоянке за территорией города — пожалуйста. Обычно такие были рядом с большими магазинами-дискаунтерами Aldi или Norma. Там мы закупали продукты, готовили на газовых горелках.
Весь процесс доставки машин из Европы делится на четыре этапа: довезти деньги до авторынка, выбрать автомобиль, доставить его покупателю, продать авто. И на каждом — ловушки и подвохи. В те времена на дорогах бандиты «трясли» деньги у водителей. Начинает темнеть — и полиция растворяется в ночи. На смену приходит «братва»: ночь — их время. Трясли и белорусы, и поляки.
Дорога домой — это снова опасность столкновения с бандитами, а еще плохие трассы, угроза ДТП. Это сейчас дороги в Польше нормальные, а что творилось в девяностые! Да и сами купленные автомобили — это всегда «кот в мешке».
«Он уезжает — а ты остаешься куковать в Польше»
В большинстве случаев машины привозили под заказ. Покупатель выезжал на польскую территорию, если машина его устраивала, он расплачивался, оформлял документы и въезжал в Беларусь уже как владелец авто. Но это идеальный вариант. А бывало, машина покупателю не нравилась. Он тут же разворачивается и уезжает. А ты остаешься куковать в Польше. Оформить на себя и ввезти в Беларусь можно только один автомобиль в год. Приходилось выкручиваться. Мы обзавелись знакомыми в Бяло-Подляске и других приграничных польских городах. Оставляли машину во дворе у поляка, а сами ехали в Беларусь за новым покупателем. Бизнес был совершенно непредсказуемый.
Однажды в Брюсселе пришлось провести в машине не одну, а целых десять ночей. У бельгийцев сломался компьютер, и мы не смогли оформить документы. Пока слетевшие данные не восстановили, мы ходили в контору по утрам, как на работу. Ночевали на стоянке под Брюсселем, каждый в своем автомобиле. У меня был Volvo 740, надежный и удобный шведский автомобиль.
На продукты уходило немного — врезалась в память сумма 10−12 немецких марок. Умыться и побриться можно было в любом придорожном туалете. С родными созванивались «по расписанию»: предварительно договаривались, искали, откуда можно позвонить. Жена, конечно, нервничала все время, пока я был в рейсе. Повезло еще, что эта история случилась с нами летом. По крайней мере, ночевать было не холодно.
В 1996 году жизнь более-менее наладилась, предприятия начали платить, и я нашел работу по специальности в родном Бресте. С тех пор ни разу не ночевал в машине, хотя довольно часто путешествую с семьей. Даже если еду по Украине, в Запорожье, стараюсь преодолевать расстояние 1300−1400 километров без ночевок. Когда ты молодой, в таких вещах есть какой-то драйв и дух приключений. Вспомнить приятно, но повторять бы не хотелось. Дорога — дело рискованное. С другой стороны, сама жизнь — штука совершенно непредсказуемая.
Александр, 28 лет
— Самое интересное начинается, когда ты встречаешь друга и спрашиваешь: «Куда поедем?» — «Да пофиг!» В 2013-м мы так махнули в свой первый трип на Балканы. С тех пор я неоднократно ночевал в машине на Балканах и в Турции, гонял по иранской пустыне и чуть не схватил пулю в Сербии.
В самой первой поездке с собой на три недели у меня был только маленький рюкзачок, в котором лежала камера, три объектива, документы, футболка и зубная щетка. По Сербии и Боснии перемещались автостопом, а в Черногории взяли в аренду крохотный Suzuki Swift. В машине мы практически бомжевали: у нас не было спальников, не было даже флисок и штормовок. Накрывались запасной футболкой. Под стол приспособили найденную где-то мраморную плиту, установили между сидушками. Однажды готовили чечевичный суп — и начался ливень. Мы переместились в машину прямо с горящей горелкой, поставили ее под ноги.
Ночевка в авто — отдельная история. В идеале задние сиденья нужно выкинуть из машины: на них невозможно спать. Еще есть лайфхак: нужно сначала придвинуть сиденье максимально близко к рулю, откинуть спинку горизонтально и только потом отодвинуть в разложенном виде назад — так получается ровнее. Если отодвинуть сразу, разложить удобно не получится: спинка упрется в заднее сиденье.
С тех пор спальник в машине — необходимая вещь. Но самое полезное устройство в мире, без которого в путешествии жизни нет, — это зарядка на пять портов.
Мы путешествовали по таким дорогам! Асфальт заканчивается, начинается грунтовка, а потом вообще камнелом. В какой-то момент передний бампер просто отломался. Мы его сложили в багажник и возили с собой. Потом разбили правое зеркало. В итоге мы практически уничтожили машину.
Как ее потом сдали? Склеили бампер суперклеем и прикрепили изнутри скотчем. Пришли сдавать, а прокатчики предложили подбросить нас до аэропорта. Сбежать не получилось, и мы ехали на той же машине. На каждой кочке мы про себя твердили: «Господи, только бы бампер по дороге не отвалился». Нас в итоге пронесло. За арендованную машину не стыдно — ее починят по страховке.
«Дед вытаскивает из-за пояса пистолет»
Летом 2016 года было еще одно путешествие по Балканам. Вчетвером поехали на малюсенькой Skoda Fabia. Нас было трое мужиков и одна девушка — хозяйка машины. За 14 дней в режиме дальнобойщиков проехали Румынию, Болгарию, Македонию, Албанию, Черногорию, Сербию. И все две недели лил дождь. Спать в этот раз пришлось в палатках — вчетвером в машине было не уместиться. У нас все было мокрое: сиденья в машине, флиски, футболки, нижнее белье. Одежда просто не могла высохнуть и палатки тоже. На каждой остановке начиналась драка за место под капотом — там мы сушили все, что могли. Это уже была практически борьба за выживание. Но выжили все! И даже сплотились.
Стремных ситуаций хватало. В Черногории ночью убегали от шакалов. Мы забрались на один из фортов вдали от цивилизации снимать закат. Наступили сумерки, и вдруг рядом раздается вой! Ты понимаешь, что он круговой, и кольцо сужается. Вооружились ножом, камнями, палками и пробирались как партизанский отряд к тачке.
Однажды в Сербии меня чуть не застрелил какой-то сумасшедший старик. Я путешествовал по каньону реки Увац. Нереально живописное место, где река змеей вьется среди скал. Солнце село, я вышел поснимать в вечернем режиме. Тут откуда-то возникает дед и говорит мне: «Это моя земля! Проваливай, или я тебя сейчас убью». Вытаскивает из-за пояса пистолет и упирает мне ствол в живот. Объяснения не помогали, я сел в машину, убрался за ближайший холм, а утром пошел снимать рассвет.
В Италии я чуть не замерз на горном перевале. Перед подъемом я залил три четверти бака. Я уже добрался до перевала, как топливо почти закончилось, машина начала захлебываться и глохнуть. Светят последние лучи солнца. Температура +5°C. Солнце сядет — будет минус. Автономное отопление без топлива не работает, а у меня из вещей — максимум рубашка. Я же ехал в Италию — море, солнце и все такое. Я пытался тормозить всех, кто проезжал, просил сгонять на заправку или вызвать полицию — без толку. В итоге какой-то дедушка сжалился надо мной и вынес пятилитровую канистру из-под антифриза, заполненную примерно на треть топливом, которое там уже лет пять, наверное, хранилось. Мне хватило, чтобы пройти перевал. До заправки доехал на честном слове, там заправился на все деньги.
За поездку в Италию я чуть не поседел. Я поехал на семиметровом бусе в страну, где проблема запарковать мопед! Парковки, даже платные, тебе вообще недоступны. Остановиться негде, ты даже не можешь выйти в туалет. Хочешь искупаться в море — и три часа ищешь место, где можно припарковаться хотя бы нелегально. Я наглел, заезжал к жандармам, парковался на стройках. Однажды в центре Генуи меня прогнал с парковки разносчик пиццы. Это был просто какой-то разрыв шаблона для меня! Человек бросил все дела, чтобы помешать мне поставить машину.
Искать места для ночевки в Европе помогает приложение park4night. Я бесплатно парковался на кемпере прямо в центре Вены. Оказалось, там есть загончики, где ставят прицепы для конных повозок. А в менее освоенных местах, вроде Ирана, ты просто съезжаешь с дороги, открываешь MAPS.ME и ищешь любое удобное место. Именно в Иране случилась самая необычная ночевка в машине — на солончаке посреди пустыни. Даже теплым днем при виде соленого озера тебя вдруг пробирает дрожь. Мозг отказывается понимать, что это соль. Он считает ее снегом. На улице +30°C, а тебя знобит. Когда фотографируешь ночью, Млечный Путь вдалеке отражается в солончаке. Небо и земля сливаются.
Там мы познакомились с местными джиперами. Достаточно было полайкать в инстаграме несколько постов, как ребята сами написали: «О, вы в Иране, давайте встретимся!» И в час ночи приехали за нами на машинах и повезли на вечеринку в пустыню. Они натянули между машинами гирлянды, расстелили в пустыне огромный ковер. Всю ночь мы катались, слушали вживую песни на фарси. Мест на ковре всем не хватило, я спал в тачке на заднем сиденье с еще двумя ребятами. Это было супернеудобно, но сама ночь: звезды, Млечный Путь — это фантастика. Вокруг бескрайний простор: минимум 40 километров в любом направлении — ни-че-го. Нереальный экспириенс!
Если кто-то захочет отправиться в такое безумное путешествие, я советую искать возможность общаться с местными, это очень круто. Опыт показывает, что идеально ездить вдвоем. Втроем уже тесновато, а одному скучно. Для своих будущих путешествий, скорее всего, буду брать какой-то старый джип: например, Ford Explorer 95-го или 96 года. Можно навьючить сверху палатку и все остальное. Неубиваемая тачка, на которой можно забраться куда угодно.
Партнер проекта:
av.by — крупнейший сайт объявлений о продаже авто в Беларуси. Более 70 000 проверенных объявлений. Покупайте автомобили на av.by.