«Загрузка санаториев - 10%». Что происходит с турбизнесом, где третий месяц нет выручки
Вспышка коронавируса вызвала самый серьезный кризис в туристической отрасли. Третий месяц турфирмы ничего не зарабатывают, при этом они должны рассчитаться с клиентами, которые не улетели на отдых, а еще заплатить работникам и в бюджет.
Если в ближайшее время правительство не поддержит турбизнес, нас ждет банкротство всей отрасли, не скрывают специалисты. А это несколько тысяч рабочих мест. Туристы в этом случае своих денег тоже не увидят.
Если не дать отсрочку, клиенты не получат денег, а отрасль обанкротится
Председатель Республиканского союза туристических организаций (РСТО) Оксана Бичун говорит, что с середины марта фактически приостановлена вся деятельность турфирм, выручки нет. Около 300 тысяч белорусов успели оформить туры по раннему бронированию. И по закону, так как отдых не состоится, им должны вернуть деньги в течение 14 дней, общая сумма долга — порядка 400 млн рублей. Но вернуть одномоментно всем деньги турфирмы не могут, поскольку их перечислили поставщикам туруслуг — операторам, отелям, авиакомпаниям. Введение карантина за границей, кризис, вызванный пандемией, не позволяет оперативно получить средства на счет, чтобы в итоге вернуть их клиентам. Тем более, ряд стран приняли отсрочку по исполнению финансовых обязательств до 2021-го и даже до 2022 года.
— При этом у нас остались обязательства перед потребителями, сотрудниками, арендодателями, бюджетом, — говорит Оксана Бичун. Сложившуюся ситуацию она называет не иначе как коллапсом. — В отрасли 1544 субъекта, 5 тысяч работников.
Если говорить о сфере туризма широко, включая гостиницы, санатории, музеи и т.д., то речь идет о 40 тысячах работников, которые сейчас находятся в затруднительном положении, отмечают в Минспорта и туризма.
О проблемах турбизнеса Оксана Бичун на прошлой неделе рассказывала на встрече с премьер-министром Сергеем Румасом и профильным министром Сергеем Ковальчуком.
— Премьер-министр согласился, что отрасль нуждается в отдельном пакете поддерживающих мер, — рассказала председатель РСТО.
РСТО еще в марте направил правительству, Нацбанку и Минспорта и туризма свои предложения, как поддержать отрасль. В частности, предлагается:
- предоставить турфирмам право отсрочки по исполнению обязательств по ранее заключенным договорам с туристами до конца 2020 года;
- на полгода установить налоговые каникулы и мораторий на выплаты в Фонд соцзащиты населения;
- объявить мораторий на выплату процентов по кредитам, снизить на 50% комиссию банков на валютные переводы;
- продлить на год выданные иностранцам белорусские визы, если туристы опасаются приезжать в Беларусь на время вспышки коронавируса.
По словам Оксаны Бичун, соответствующий нормативно-правовой акт в разработке, сроки его принятия пока не называются.
— Пока мы пытаемся сдерживать социальную напряженность и у компаний, и у потребителей, — говорит специалист. — Надеемся, что нормативно-правовой акт о поддержке турбизнеса будет принят в самое ближайшее время, ведь замедление этого процесса не позволяет нам полно вести работу с потребителями.
Что будет, если правительство не примет соответствующие меры? Существует угроза банкротства не просто одной-двух фирм, а целой туристической отрасли. Кроме того, невозврат денег потребителям, безработица, потеря доверия у клиентов и невозможность вернуться на прежний уровень после кризиса.
Своевременное принятие поддерживающих мер, по мнению РСТО, позволит сохранить деньги потребителей, сохранить кадры в отрасли, переориентировать в кризисное время работу турфирм на внутренний и въездной туризм.
Сотрудников отправили в отпуска, зарплаты сократили
Как сегодня выглядит работа турфирм? По словам Оксаны Бичун, большинство сотрудников отправили в очередные отпуска, но к маю они практически исчерпаны. Часть сотрудников ушли в отпуск за свой счет. Ситуация отразилась и на зарплате.
— Зарплата состоит из оклада и премиального фонда. Понятно, что в такой ситуации речь о премиях не идет, — говорит специалист. — Я возглавляю компанию «Солвекс», до кризиса средняя зарплата у нас была 1300 рублей, сейчас мы вынуждены перейти на 500 рублей, чтобы обеспечить минимум для выживания человека. Многие были вынуждены уволиться, расставались со слезами на глазах. Кадры — еще одна проблема. Чтобы вырастить хорошего специалиста, после университета требуется еще полтора-два года работы. Мы также сократили свои операционные расходы, арендную площадь.
— Мы понимаем, что сегодня существует реальная угроза банкротства всей отрасли, — говорит директор департамента по туризму Ирина Воронович. — Нормативно-правовой документ, который сейчас готовится, поможет защитить рабочие места, поддержать турбизнес, чтобы они смогли выполнить свои обязательства перед клиентами, чтобы не остановилась деятельность отрасли.
Остались только санатории, загрузка 10%
Председатель правления Республиканского союза туристической индустрии (РСТИ) Филипп Гулый говорит, что с 18 марта, когда Россия окончательно закрыла границу с Беларусью, выручка у турфирм, которые занимались въездным туризмом, прекратилась. Пострадали, конечно, не только турфирмы, выручки нет у гостиниц, перевозчиков, музеев, ресторанов.
— Выручки нет совсем, — кратко описывает ситуацию Филипп Гулый. — Запасы проели, за что дальше жить? Первый квартал 2020 года шел хорошо, компании получили предоплату, но туры не состоялись, поэтому они должны вернуть деньги. Вместе с тем, нашим белорусским компаниям из-за границы деньги не возвращают, особенно проблемы с агрегаторами бронирования, они рассчитываются постфактум.
В РСТИ входит 51 туристическая организация, где работает около 3,5 тысячи человек. За второй квартал 2020 года эти компании недополучили прибыль на сумму 138 млн рублей. Филипп Гулый честно говорит: если граница с Россией откроется, этот поток нас спасет, не откроется — нужно расcчитывать на себя. В этом году многие страны делают ставку на внутренний туризм.
— 1 млрд долларов в год тратили наши граждане на выезд за границу, — говорит специалист. — Было бы хорошо хотя бы частично переориентировать эти суммы на внутренний рынок, но быстро сделать это не получится. В первую очередь нужно, чтобы на отдых в Беларуси были честные, доступные цены. Сегодня мы еще сталкиваемся с тем, что качество сервиса не соответствует его стоимости.
По словам Филиппа Гулого, сегодня в Беларуси еще зарабатывают санатории, но загрузка около 10%, чуть лучше ситуация у агроусадеб, многие гостиницы стоят вообще пустыми.
Несмотря на то, что в Беларуси зафиксировано несколько случаев заражения коронавирусом в санаториях, они действительно продолжают работать. Директор департамента по туризму Ирина Воронович отметила, что этот вопрос регулирует Минздрав. Директор Республиканского центра Геннадий Балбатовский 16 апреля заявил, что неработающим пенсионерам и людям с инвалидностью направление в санатории временно не выдают. Но сами пенсионеры могут по-прежнему купить путевки. По словам Балбатовского, загрузка в санатории составляла 40%, отмены есть на май, на отдых летом массовых отмен специалисты не отмечают.