Как теперь в Детройте? Город-антипром
Развитые Штаты, сеющие по всему миру семена демократии, волевым решением горстки миллиардеров решают судьбы городов своей страны. «Бревно» в своем глазу не так щемит и чешется, как соринка в глазах внушаемых государств, которые, открыв рот, смотрят на то, как псевдодемократические американские идеалы шагают по миру, не щадя ничего живого на своем пути. Экономический кризис и недальновидность властей привели жемчужину автопромышленного комплекса США к краху. Речь о Детройте.
Если Чернобыль и Припять превратились в города-призраки по понятным причинам, то «падение Икара» – показатель хрупкости мировой экономики и наплевательского отношения к местному населению. Здесь не было войны, не проносились цунами, не бушевало землетрясение – просто градообразующие предприятия не смогли удержаться на плаву.
Детройт это не Алтай – этой «рай» для экстремальных туристов, не боящихся схватить шальную пулю в бандитской перестрелке и не приходящих в ужас от воя ветра, гуляющего в опустевших домах. Футуристическая картина апокалипсиса на местном уровне во всей красе предстает перед зевакой с фотоаппаратом: безлюдные улицы, стаи голодных собак, мусорный ветер и никакой надежды на будущее.
Местные жители превратились в заложников ситуации: желая покинуть бесперспективную административную единицу, многие частные предприниматели с семьями устроили «исход» в близлежащие города, а передающаяся по наследству социально-расовая напряженность и отсутствие мотивации привели к разгулу преступности, доселе невиданной. Люди, которым некуда деваться, чьи финансовые возможности не позволяют обустроиться на новом месте, чьи дома не продаются, а становятся жертвами разрушительной силы времени и атмосферных явлений, – все эти несчастные теперь воспитывают новое поколение, в чьи руки оружие попадает раньше и чаще, чем букварь.
Жуть и мрак «поставтопромной» реальности Детройта – отражение философии постиндустриального общества. Сюда влечет людей, для которых принцип «кричи-не-кричи-никто-не-услышит» стал спутником жизни. Непроглядность повседневности с вечной нехваткой денег контрастирует с другой стороной жизни Детройта, чьи «благословенные» развалины удивительным образом воздействуют на творческих людей. На фоне заброшенных зданий, больше напоминающих бараки, нежели когда-то жилые помещения, открываются выставки и галереи современного искусства, в барах и ресторанчиках звучит живая музыка – в духе времени и с ностальгией по былому величию.
Равнодушным здесь не место, равно как и тем, кто стремиться спасти весь мир. Среди экономических аналитиков и местных энтузиастов есть достаточное количество сдержанных оптимистов, готовых если не возродить к жизни «мотор» города, то хотя бы улучшить жизнь патриотов малой Родины.