Пролог
Сквозь запотевший визор едва угадывается очередной резкий подъём с левым поворотом. Онемевшей, от холода, рукой плавно добавляю немного газа, стараясь избежать сноса заднего колеса в обрыв, уходящий далеко к подножию, обросших лесом, величественных гор. Маленький посёлок Матобай на берегу озера, в котором мы провели ночь, остался позади, а впереди перевал высотой 2164 метра над уровнем моря. Барабанная дробь непрекращающегося дождя по макушке шлема уже порядком поднадоела, как и подъем по извилистому серпантину, которому, похоже, не будет конца. Останавливаться нельзя, на таком крутом участке раскисшая смесь глины с землёй будет очень рада принять в свои скользкие объятья лысеющий шестьсот пятый Данлоп, лишая меня надежды вскарабкаться на перевал. Разгруженный хвост Джеба, всю поклажу я, предусмотрительно оставил джиперам, неуклюже виляет из стороны в сторону, но мотоцикл ползёт вверх. Впереди, почти на всю ширину дороги, «шлагбаум» из толстенной сухой ветки рядом стоящего дерева, притормаживаю, объезжаю. Дээрзет лежит в траве колёсами вверх, метрах в трех от дороги — торможу, подбегает Алексей.
— Ты видел, как я круто улетел? — По обыкновению улыбается и разводит руками Лёха. — В последний момент заметил ветку, не смог увернуться и влетел в нее на полном ходу.
— Нет, я не видел, — откидываю боковую подставку и нехотя волоча правой ногой слезаю с мотоцикла.
— Пошли, поможешь…
Дождь перешёл в град. Участок леса закончился, крутой уклон сменился пологими участками, и мы выезжаем на каменистое плато. Где-то позади ползут джиперы, нужно остановиться и подождать их. Ветровка а-ля дождевик, горнолыжная куртка, текстильная короткая мотокуртка, кофта и футболка промокли насквозь, пальцы на руках окаменели, да и на промокших, до нитки, ногах, впрочем тоже. Мысль о чем то горячем и сухом заполняет весь шлем и, кажется, вот-вот хлынет из всех, наглухо закрытых вентиляционных отверстий.
В очередной раз замечаю, что зачем то грызу подшлемник. Съезжаю с дороги, останавливаюсь. Любое движение отдается ледяной дрожью во всем теле, левой рукой пытаюсь нащупать выпускной патрубок, а правой — крышку масляного фильтра — самые горячие, по моему представлению на тот момент, части мотоцикла. Проходит секунд тридцать, прежде чем руки начинают что-то чувствовать сквозь ледяные, вымокшие насквозь перчатки. Немного погодя слезаю с мотоцикла, озираюсь по сторонам.
Вокруг, покрытые пеленой дождя вперемешку с градом, поросшие зелёной травой холмы. Весело щелкая кнопкой записи видео, на прикрепленной к шлему камере, догоняет Алексей.
— Надо подождать машины, — негромко произносит он, слезая с мотоцикла, стягивает шлем и, вытянув его в руке, пытается запечатлеть очередные мгновения нашего путешествия.
— Погляди туда, кажется это Андрюха, — улыбаясь, говорю я ему в ответ, а сам, замерев от увиденного, а скорее всего от холода, гляжу вдаль. Поверх кромки леса, далеко внизу, как на ладони, виднеется покрытое рябью и полосами дождя озеро Маркаколь, а на нем еле различимая, одинокая лодка…
-//-
Как часто это бывает, накануне таких поездок, сегодня я ничего не успевал, Андрей позвонил с новостью о том, что он и Алексей уже преодолели пять сотен километров от Барнаула до Усть-Каменогорска и теперь ожидают меня на въезде в город. Мне редко доводилось знакомиться с людьми, с которыми общался только в интернете, вот и сейчас, подъезжая на авто к оговоренному месту я с интересом думал, какими окажутся эти ребята в жизни. Вид груженых мотоциклов на обочине дороги вызвал у меня радостную улыбку.
- Привет. Серёга, - выдал я стандартную в таких ситуациях фразу и протянул руку.
- Андрей. - Алексей, - улыбаясь, сказали парни, пожав мне руку в ответ.
- Ну что, как добрались?
- Да нормально, дороги в Казахстане просто ужасные.
- Что верно, то верно, - подумал я, вспоминая участок дороги от границы с Россией.
- Какие планы у нас дальше? - Поинтересовались гости.
План был довольно прост — разместить ребят на даче, отдохнуть. Пока готовили обед и ждали баню, на дачу прикатил четвертый участники экспедиции и, по совместительству, мой двоюродный брат Жека. Вся компания была в сборе, и мы обсудили дальнейшие планы. Ребята накупались в бане и, торжественно обменяв привезённые передние камеры на казахстанские сим-карты, выдали мне с Жекой по наклейке. С этого момента наша международная экспедиция обрела официальное название «Обратная сторона Белухи 2014». Еще немного пообщавшись, мы оставили ребят отдыхать и укатили по своим делам, договорившись встретиться утром, когда парни заберут в турфирме заранее оформленные по интернету пропуска в пограничную зону.
В день старта я проводил ребят, они решили выехать из города раньше и ждать нас в ста километрах, на берегу Бухтарминского водохранилища, а сам отправился домой. Нет, не собираться, вещи, упакованные в герметичные пакеты, валялись по всему дому, приводя меня в уныние, а доделывать дурацкую работу. Почти до пяти часов вечера я ковырялся в AutoCAD, а Жека подгонял меня, то и дело, забегая с очередной фразой типа «Иди, погляди, я уже покрышку примотал». С нажатием кнопки «отправить» на страничке электронной почты мое настроение резко улучшилось и, вырубив наконец-то комп, я побежал грузить байк. Покидав вещи в рюкзак, аккуратно прилепил на левое «ухо» Джеба символическую наклейку и, оставив мотоцикл прогреваться, прошелся еще раз по списку необходимых вещей и снаряжения.
Тронулись и через несколько минут мы уже покинули город, но мне все еще не верилось, что я, наконец-то, в седле, а впереди две недели приключений и неизведанных маршрутов. Дорога до Бухтармы живописна, но изъезжена уже вдоль и поперек, мы быстро добрались, стемнело. Жека отправился на дачу готовить ужин, а я в противоположном направлении к расположившимся на берегу парням. Они рассказали, как весело провели день, и мы поехали к Жеке на дачу. Ну, как поехали, Баха Андрея отказалась заводиться, и парни потратили почти полчаса на выяснение причины. В очередной раз, меняя свечу, Алексей уже было начал рассказывать про теорию работы катушки и о способах ее диагностики, когда мне пришло в голову спросить, не нажата ли заветная красная кнопочка на руле мотоцикла.
Мы быстро тронулись и вскоре были на даче. Поужинав и отметив начало экспедиции, мы завалились спать. Маршрут нашего путешествия состоял из нескольких этапов. Вначале мы планировали посетить Катон-Карагайский государственный национальный природный парк и озеро Язевое, что находятся почти на самом востоке Казахстана неподалёку от подножия горы Белухи, отсюда и название экспедиции, и провести там денёк-другой. Затем проехать так называемой Староавстрийкой - живописнейшей дорогой, построенной австрийскими военнопленными Первой мировой войны в 1914-1916 гг. и соединяющей Катон-Карагайский и Курчумский районы, заодно посетив озеро Маркаколь. Далее выехать на берег озера Зайсан, возраст которого, по разным подсчётам учёных, составляет около 60 млн. лет!, и где находятся два удивительных памятника природы: плато Киин-Кериш и горы Шекельмес.
Так же в планах было посещение Таинтинских и Сибинских озёр. Получался этакий замкнутый круг, или как его ещё называют «Восточное кольцо», по красивейшим местам, побывать в которых я мечтал давным-давно. Ну что же, отличный план, пора его и выполнять..... Рано утром, быстро позавтракав и собравшись, мы двинулись в путь. Предстояло проехать около трех сотен километров асфальтовых дорог и немного грейдера на «закуску» в конце. Погода стояла превосходная, байки проблем не доставляли и весь день мы катились в спокойном темпе, любуясь восхитительными пейзажами восточного Казахстана. Благо недостатка красивых видов в этих местах не было. Горные хребты, окружённые бескрайними полями, блестящие на солнце озера, извилистые горные реки. Все эти прелести то и дело заставляли нас останавливаться и расчехлять свои камеры. Алексей был единственный в группе, кто взялся снимать наши приключения на видео, поэтому мы быстро привыкли к тому, что он постоянно то отставал, то уезжал вперед. А еще он часто пугал нас разговорами о маленьком баке его Дээрзта, то и дело демонстрируя свои канистры при каждом удобном случае. Должен отметить, что мотоцикл я приобрел совсем недавно и, хотя успел накатать чуть более семи тысяч километров за два месяца с момента покупки, это было мое первого большое путешествие такого рода.
Параллельно с нами тем же маршрутом отправилась команда местных велосипедистов, в числе которых должен был быть и я, но вовремя одумавшись, сменил байк с педалями на байк с мотором, чему сейчас был несказанно рад. В этой части Казахстана мототуристы редкое явление, и четыре груженых мотоцикла приводили в восторг жителей многих населённых пунктов, встречавшихся нам на пути. Многие проезжающие мимо, просто сигналили, некоторые махали руками из окон, на остановках у магазинов почти всегда подходили люди с вопросами о том, кто мы такие и что мы тут делаем. Хоть мы не скучали, но все это внимание добавляло интереса и усиливало положительные впечатления от поездки. Пока я торчал в очередном магазине, покупая провизию, ребята успели познакомиться с другой командой мотоциклистов из Барнаула, которые приехали покорять те же места что и мы. «Прокаченные» парни, увидев у нас на ногах наколенники, надетые поверх штанов, тут же признали в нас любителей и, обозвав неправильными эндуристами, укатили неизвестной дорогой, волоча свои мотаки в прицепах, а мы, докупив продуктов и оседлав своих железных коней, отправились дальше.
Не спеша докатили до села Урыль, где асфальт наконец-то закончился, и остановились на перекур. Выяснив у местных, где находится магазин, мы направились в его направлении, попутно посетив пекарню и раздобыв вкуснейшего деревенского хлеба. Затарившись в магазине коньяком, пивом и кое-какими припасами, выдвинулись покорять оставшиеся на сегодня километры пути. Преодолевать большие расстояния на легком эндуро по асфальту то ещё удовольствие, и начавшаяся грунтовка, лично мне, добавила свежих сил, как и осознание завершения дня, а вместе с ним и первого этапа нашего приключения. Изменился и ландшафт. Вместо открытых просторов, почти на всём протяжении предыдущего пути, дорога запетляла по узкому ущелью, местами вплотную прижимаясь к реке Берель, чьи воды запомнились неестественным молочно-серым цветом. На очередном перекуре Алексей предложил мне обменяться мотоциклами, на что я с радостью и интересом согласился.
Четырёхсотый Дээрзет в исполнении мотард, показался высоким и очень жёстким, после моего Джеба, аппаратом, плюс у меня возникло ощущение, что мотоцикл не «едет», вроде и газу до отказу и моторчик ревёт, но совершенно нет того приятного чувства, которое испытываешь при резком ускорении. С той же радостью, что и при получении, я вернул Suzuki его хозяину, отметив свой скептицизм по поводу ощущений от езды. Алексей, долго спорить не стал, а предложил устроить небольшой драг-рейсинг, который, скажу, забегая вперёд, я впоследствии проиграл, на радость Жеки. «Сдулся!», ехидно улыбаясь, сказал он проезжая мимо, когда Алексей в очередной раз вырвался вперед при одновременном рывке на второй передаче со средних оборотов. Внезапно потерялся Андрей. Ехал ли он впереди или отстал, мы так и не поняли. Ковыряясь в навигаторе, Алексей обнаружил, что мы вообще едем не в том направлении, прямиком на Рахмановские ключи, пропустив нужный нам поворот.
Вернувшись немного назад, найдя искомый путь и обнаружив следы зубастых шин мотоцикла, уходящих по нему, мы решили, что Андрей уже укатил в этом направлении и отправились вдогонку. Вскоре дорога привела в деревню из нескольких домов и преградившему путь шлагбауму. Остановились. Ни мотоцикла, ни Андрея тут не было. Перекурили. Внезапно появилась женщина и, представившись неким работником заповедника, пригласила нас в сторожку, где предложила заплатить взнос за посещение озера. Пока я разбирался с формальностями Жека втихаря принялся за пиво, а Алексей успел вернуться до развилки, встретить заблудившегося водителя Хонды и приехать с ним обратно. По прибытию, Андрей поведал историю про зайцев, которые в наше отсутствие только и делали, что бегали впереди его мотоцикла, видимо и став причиной блужданий. Ни одного сбитого ушастого он не привез, а мы сделали вид, что поверили.
Попутно выяснилось, что оплатить надо не только место на озере, но ещё и дорогу до него, а так же предоставление услуг кемпинга, да ещё и в двойном размере, поскольку оставшаяся пара часов до конца дня, оплачивается полностью. На просьбу предоставить официальный перечень расценок мне продемонстрировали некий список с совершенно не относящимися к нам услугами. Забегая вперед, скажу, что на следующий день, прибыв в это же время дня, команда из восьми человек на четырёх джипах заплатила столько же, сколько четыре мотоциклиста. Бред, ну да ладно. Алексей с Андреем заботливо предложили оплатить посещение озера и, после оформления нескольких бумаг и открывшегося шлагбаума, мы двинулись дальше. Солнце почти село за окружающие горы и, хотя усталость уже начала чувствоваться, оставшаяся часть пути оказалась довольно интересной - много мелких бродов через речушки в густых зарослях, каменистые подъемы, извилистые тропинки.
Подействовало и пиво, Жека явно прибавил темп и потерял все запасы хлеба, наспех привязанные у пекарни, благо двигался первым и ехавшие по его следам успели обнаружить пропажу. А вот куда делась бутылка пива, которую Лёха у магазина привязал к мотоциклу, хитрым узлом, со словами «Да вы не переживайте, проверено», мы так и не выяснили. Было почти темно, когда, за последним пригорком, перед нами открылся вид на озеро. Не сразу найдя место для лагеря, мы расположились. При разборе вещей выяснилось, что я являюсь обладателем самого большого котелка в группе, в связи с чем, внезапно становлюсь ответственным за приготовление пищи. Ну что же, мне не привыкать. Вскоре макароны с тушёнкой были готовы, а коньяк, который, мягко говоря, оказался не очень хорошего качества и потому запивался пивом в большом количестве, разлит по бокалам. А ещё, я зачем то всем пообещал встать в пять утра и приготовить суп.
Утро, надо сказать, выдалось не самое приятное, ночью шёл дождь и замочил кое-какие припасы, а ещё, давала о себе знать принятая накануне гремучая смесь коньяка с пивом. Но суп варить надо, чем я, собственно, и занялся, не успев проснуться. Погода на озере, а точнее скорость, с которой она меняется, это что-то. Минут за пять-десять безветренная безоблачная погода может смениться проливным дождём с градом и пронизывающим ветром. Весь день мы провели в ожидании чуда. Не только наша команда, но и все, немногочисленные отдыхающие вокруг с нетерпением ждали момента, когда покрывающие вершины густые облака рассеются, и мы увидим то, зачем проделали сюда путь – Белуху. Вид известной горы с нашего лагеря скрывали густые деревья, поэтому, каждый по очереди, либо все вместе, мы выходили на полянку по соседству, откуда открывался потрясающий вид на озеро и саму гору. Готовили фото- и видеотехнику к долгожданному моменту, тренировались в искусстве позирования, делая пробные фотографии, и так несколько раз на протяжении всего дня. Белуха никак не хотела показываться и мы, решив, что раз гора не идёт к Магомету, самим подобраться к ней.
Алексей ехать отказался, его мотоциклу ещё накануне не особо понравилась ведущая сюда, местами крутая, каменистая дорога, и он остался в лагере, ну, а мы втроем, Андрюха, Жека и я, облачились в экип и, сменив на одном из «коней» дорожную резину на зубастую Петрошину, отправились на встречу с горой. По словам местных, от места, где мы находились, до подножия горы проехать около пятидесяти километров на эндуриках было вполне реально. Окрылённые этим известием мы на всех парах помчались вперёд, но дорога оказалась не долгой. Отъехав на пару километров от лагеря, путь нам преградил шлагбаум на заставе пограничников. Военные объяснили, что дальше лежит участок Российской территории и для проезда нам требуются пропуска, коих у меня с Жекой, естественно, не оказалось. Вернувшись в лагерь и разбавив неудачу обедом, мы решили непременно вернуться сюда в будущем и занялись уже привычным делом – ожиданием, когда величественная гора соизволить предстать перед нами во всём своём великолепии. Не дождались… С наступлением вечера в лагерь пожаловали гости – путешественники из Караганды на четырех внедорожниках.
Быстро найдя общий язык и выяснив, что наш дальнейший маршрут совпадает практически полностью, мы договорились о совместном продолжении пути и принялись за другое, привычное для нас занятие – ужин, с байками у костра и совместном опустошении запасов спиртного. Перед тем, как отправится спать, каждый член команды мотоциклистов решил блеснуть способностями художественной ночной съёмки. Выбрав объектом творчества палатки, подсвеченные фонариками в темноте, на фоне гор и просто потрясающего по количеству звёзд и невообразимого по красоте, ночного неба все четверо принялись ползать по лагерю в поисках удачной композиции и подходящего сочетания настроек своих камер. В ночной тишине звучали такие словосочетания как приоритет диафрагмы, глубина резкости и смещение экспозиции. Однако впоследствии, с ужасом глядя на результат, все единогласно списали качество получившихся «шедевров» на неблагоприятные фазы луны и магнитные бури, предположительно бушевавшие в ту ночь над лагерем. А ещё этот день запомнился язём, в единственном экземпляре пойманным, стараниями Жеки, на имеющуюся у нас удочку, которую Лёха заботливо вёз почти за тысячу километров с самого Барнаула.
--//--
Град усиливался, ограничивая видимость несколькими десятками метров. Температура, похоже, приблизилась к нулевой отметке. В голове постоянно мелькает мысль о заболеваниях, вызванных переохлаждением. Пальцы на руках онемели и утратили чувствительность. Тело, будто плавает в ледяной оболочке и отдаётся дрожью при каждой резкой смене положения или когда приходится вставать на подножках. Ноги непроизвольно обнимают двигатель в надежде согреться, но ничего не чувствуют. Впереди очередной нырок, раскисшей от дождя, извилистой дороги по вершине перевала. Преградивший путь ручей переехал ходом, стараясь не увязнуть, в покрывающей его берега, липкой жиже. Отъехал с десяток метров, остановился. Град стучит по козырьку моего насквозь вымокшего LS2, отскакивает от панели приборов и других частей мотоцикла, покрывая белым слоем зелёные холмы вокруг.
Обернулся, убедится, что Алексей, единственный оставшийся на двух колёсах, помимо меня, участник этой экспедиции не встал в ручье и мне не придётся в очередной раз лезть по уши в грязь. Дээрзет сходу перебрался через возникшее на пути препятствие, буксуя и поднимая позади себя фонтан из смеси воды и грязи. От дождя колея раскисла, почти всё время приходится медленно плестись по обочине покрытой травой. Скорость не превышает и двадцати километров в час. Небольшие подъёмы сменяются спусками, повороты прямыми, но неизменным остаётся одно - пропитавший насквозь всё тело, пронизывающий до костей холод. На очередном изгибе дороги обернулся, пройденный путь просматривался на несколько сот метров, но Алексея видно не было. Как ни странно, но ехать, почему-то, теплее, чем стоять, тело отказывается подчиняться, при попытке остановить байк, и я продолжаю путь.
Дорога стала совсем скользкой. Любые продольные неровности превращают езду в «танцы на льду», мотоцикл постоянно стаскивает в рытвины и, идущие вдоль дороги, промоины, приходится активно работать рулём, отчего руки моментально устают. Местами попадаются совсем раскисшие участки с глубокими лужами, которые приходится штурмовать ходом. Раскрасив белыми пятнами зелёный ковёр травы, покрывающий окрестные холмы, наконец-то закончился град. Температура, похоже, опустилась ещё ниже, заставляя часто останавливаться и обнимать своего коня. Дорога петляет, то уходя вниз, то снова взбираясь на возвышенности, но и не думает спускать нас с отметки за две с лишним тысячи. Изредка, из-за туч, пробиваются лучи солнца, с которыми появляется слабая надежда согреться.
--//--
Проснулся. Вылез из палатки. Вокруг тихо, утреннее солнце отражается в водной глади озера. Андрей, видимо, встал как всегда раньше всех и начал сборы. Первым делом прошёл по утоптанной тропинке вокруг небольшого холма на знакомую полянку. Ну, может сейчас? Нет, сегодня, как и в предыдущие дни обе вершины Белухи закрывают густые облака. Ладно, значит есть повод ещё раз вернуться сюда в будущем. Пошёл собирать вещи и готовить завтрак.
Сегодня, нашей международной компании автомотопутешественников, предстояла тяжелейшая задача – пройти Староавстрийку и доехать до озера Маркоколь. Сама дорога никаких особенных трудностей преподнести не должна, но часть её, петляя по ущелью, пересекает реку Кара-Коба в пяти местах, а по предварительной, весьма расплывчатой и неподтверждённой, информации, все мосты на этом участки смыло весенним паводком. Ходили слухи, что военные начали восстановительные работы, но точно мы знали одно: если мостов не будет, а вода будет высокой, шансы проехать этим маршрутом стремятся к нулю и нам ничего не останется, как ехать на Маркаколь другим путём, делая пятисоткилометровый крюк по асфальту, что совершенно не радовало.
Отъехав на несколько километров от озера, остановились. Язёвый я уже видел на фото, но, как оказалось, они совсем не передают масштаба. Водопад из десяти каскадов, общей протяжённостью около двухсот метров, впечатляет. Путешественники-автомобилисты уже побывали здесь, и отправились дальше, а мы с удовольствием посмотрели на бушующий горный поток, спешащий куда-то вниз, и побродили по окрестным скалам. Сделав памятные фото, отправились дальше, уже знакомой дорогой. Вернулись в село Урыль, где догнали автомобилистов, правда, ненадолго. Выяснилось, что на единственной заправке имеется в наличии только дизель, новость не радовала, особенно Алексея, придётся делать крюк, возвращаясь в Катон-Карагай за топливом. Ребята на машинах заправились и уехали штурмовать перевал, а мы поспешили на АЗС, в надежде не сильно отстать от них. Нашли заправку с бензином, заполнили баки, всю имеющуюся у нас тару, протёрли визоры и выдвинулись в обратный путь. Последние километры асфальта дались легко и мы, съехав на грунтовку, начали подъем.
«В горах продвигайся медленно; нужно ползти - ползи.
Величественные издалека, бессмысленные вблизи,
горы есть форма поверхности, поставленной на попа,
и кажущаяся горизонтальной вьющаяся тропа
в сущности вертикальна. Лежа в горах - стоишь,
стоя - лежишь, доказывая, что, лишь
падая, ты независим. Так побеждают страх,
головокруженье над пропастью либо восторг в горах»
Иосиф Бродский. «Назидание»
Перевал Бурхат имеет абсолютную отметку вершины более двух тысяч метров и перепад высот около километра. При протяжённости пути всего в тринадцать километров дорога здесь идёт с приличным уклоном, постоянно петляя по склону Тарбагайского хребта. Проехав с километр, мы остановились на пропускном пункте, спросили про группу автомобилей, съели по шоколадке, заплатили взнос, в размере ста восьмидесяти тенге, за въезд, который, как тут же оказалось, могли и не платить - пропуска взятые нами на Язевом действовали и тут. Отправились дальше. Постоянно забирающаяся, казалось в небеса, каменистая дорога не преподнесла сюрпризов для водителей, хотя мы несколько раз останавливались, полюбоваться открывшимися с высоты потрясающими видами, и дать передышку технике. Вершина встретила нас мелким дождиком, взявшимся, кажется, из единственной тучки на небе.
Нам снова не повезло. В ясную погоду с перевала открывается потрясающий вид на лежащую в снегу Белуху, но остановившись в надежде, хоть здесь разглядеть что-то, мы с разочарованием наблюдали всё те же густые облака, окутывающие её вершины. Сделав пару очередных снимков, мы начали спуск к реке Кара-Каба. Быстро преодолели первый мелкий брод через Тарбагатай — первый на нашем пути приток основной реки. Далее шёл скоростной участок по полю, где Лёха умудрился «разложиться», разбив правое зеркало Дээрзета. Вскоре колёса упёрлись во второй приток - Таутекели, более глубокий и быстрый. Моста не было. Построенные почти сто лет назад, вручную, опоры были разрушены. Покорёженные металлические фермы пролётного строения лежали явно не на своих местах, омываемые водами притока, неподалёку впадающего в основное русло. Новые друзья на внедорожниках, которых мы здесь наконец-то догнали, уже разведали путь для машин и почти все переправились, нам же это только предстояло.
Первый осмотр показал, что русло здесь разделялось надвое, и становилось мельче, тем самым облегчая нам задачу. Осмотрев берег и выбрав замысловатую траекторию между больших камней, кустарника и брёвен я отправился первым. Брод был не глубоким, но скользкие камни и приличное течение создавали небольшие трудности. Перебравшись, поспешил помочь остальным. Жека, хоть и завалился в самом начале, поскользнувшись на камне, успешно добрался до противоположного берега, за ним Алексей и Андрей. Первый брод взят, вся команда в сборе и мы продолжили путь. Дорога шла по ущелью вдоль реки, мы не спеша катили по берегу, купаясь в огромных лужах и разглядывая окрестности. От второго моста остались только рожки да ножки в виде голых металлических ферм на укреплённых берегах, на одной из которых лежали никак не закреплённые доски. Расположились на берегу, обсуждая варианты преодоления реки.
Откинув, чуток смахивающие на безумные, идеи некоторых товарищей, предлагающих переехать «мост» своим ходом, мы пришли к выводу, что вариантов у нас не много, а точнее всего один. Перекусили, наблюдая, как тяжёлые, дымящие чёрной копотью, авто, медленно, одно за другим, преодолели водную преграду, пока мотоциклы и их хозяева, в одиночестве не остались на противоположном берегу. Ребята отправили автомобиль на разведку следующего моста, а оставшиеся пытались помочь придумать, как переправить четыре мотоцикла. Идейный вдохновитель автомобильной части команды, Дмитрий, любезно предоставил нам надувную лодку, которую мы, быстро накачав, спустили на воду. Водрузив на лодку мой Джеб, и проверив устойчивость судна, мы начали перебираться вброд на другой берег, обхватив лодку со всех сторон. Глубина местами была приличная, вода доходила до груди и мы иногда всплывали. Последние метры реки, и вот он - долгожданный берег под ногами и радость от понимания, что очередная переправа наша. Радость быстро улетучилась, когда, стаскивая мотоцикл с лодки на берег и тараня подножкой борт, мы услышали громкое «пшшшш».
Громко матерясь, мы наблюдали, как наше единственное средство переправы быстро сдувалось, в прямом смысле этого слова. Вся команда расстроилась, но не пришла в уныние. Автомобили и один мотоцикл успешно переправились, и надо было срочно решать, что делать с тремя оставшимися мотами. Дмитрий предложил растянуть трос лебёдки его Паджерика до сосны на противоположном берегу и перетащить мотоциклы, подвесив на блоке. Идею поддержали все, выбора у нас не было. План оказался отличным, берега были высокими, сосна крепкой, но, растянув трос, мы поняли, что сделать всё быстро и просто у нас не получится. Длины троса не хватало примерно на пять метров. Ребята выдали нам буксировочные стропы для обвязки мотоциклов и одной из них мы решили надставить трос.
Вроде проблема была решена, но теперь мотоциклы пришлось скатывать по крутому, каменистому берегу прямо в бушующую реку и подвешивать к тросу уже в воде. Принялись за работу. Солнце тут же куда-то пропало, вода была ледяной, но никто не унывал и с улыбкой делал возложенные на него обязанности. Первым в путь отправился самый тяжёлый мотоцикл — Дээрзет Алексея, было логичным предположить, что если он переберётся, то остальная, более лёгкая, техника имеет все шансы на успех. Столкнули мот в воду, обернули стропой, подцепили к тросу и вот двухколёсный уже болтается в воздухе, купая колёса в воде.
Не представляю, что чувствовал Алексей в тот момент, видя как его верный конь неуклюже висит на нитке троса в сантиметрах от бурлящего горного потока. К счастью никаких непредвиденных ситуаций не случилось, и мы спешно перетянули мот на другой берег. Отцепили и, прокатив по воде с два десятка метров до места, где на берег выезжали авто, вытолкали уже второй по счёту Suzuki на дорогу. С двумя оставшимися мотоциклами проблем не возникло и в итоге все оказались на нужном берегу. Перетаскивать тяжёлые рюкзаки в темноте при свете фонарика по зыбким, шатающимся досочкам в пяти метрах над бушующим потоком, тот ещё аттракцион, но, кажется, всем уже было всё равно.
Мокрые с ног до головы, замёрзшие, голодные, уставшие в хлам, но чертовски довольные мы быстро покидали вещи по машинам и отправились в лагерь, который уже давно разбили джиперы. Переправа мотоциклов заняла более пяти часов, на дворе была ночь, нужно было срочно ставить палатки и отогреваться. Следующий мост, как мы уже знали, был целым. Проехав его, мы встретили, расположившихся неподалёку и приехавших чуть раньше, наших ребят, которые показали нам место стоянки. Мы быстро нашли места под палатки и, распаковывая вещи, накатили за успешную переправу, закусив какими-то попавшимися под руку орешками и раскисшими вафлями, которые Жека извлёк из насквозь промокшей сумки, затем накатили ещё немного, потом ещё...
В лагере было очень тихо, только речка шумела неподалёку. Похоже, все уснули. Абсолютная темнота. Я брёл, спотыкаясь, выставив руки вперёд нащупывая препятствия, абсолютно не понимая, где нахожусь, и периодически теряя «сознание». Поставил ли я палатку или нет, я уже не помнил, но теперь пытался всячески отыскать её. Ничего не получалось, казалось, что я брожу кругами тыкаясь носом в стоящие машины.
- Алексей. - Негромко, по моим ощущениям произнёс я, но в ответ, услышал только тишину, и, спотыкаясь, побрёл дальше. - Алексей, ты где?
- Ты какого хрена тут орёшь? Все уже давно спят, - подойдя, вежливо спросил Лёха.
- Кажется я заблудился, ты не знаешь, где наша палатка? - Поинтересовался я, радуясь, что моим блужданиям во тьме наконец-то пришёл конец.
Лёха проводил меня до тряпичного домика, где я обнаружил мокрого с ног до головы Жеку. Похоже, он, как и я, не успел переодеться. Жека громко храпел и, каким-то образом, один занимал всю площадь трёхместной палатки. Алексей любезно посветил фонариком и я, отыскав сухую одежду, влез в неё и отрубился.
Утро выдалось воистину тяжким. Литр, на радостях выпитый накануне, на пару с Евгением, похоже, оказался некачественным, напоминая об этом при каждом повороте головы. Выбрался из палатки. На улице было пасмурно, по ущелью стелился густой туман. В лагере все копошились, готовя завтрак и собирая вещи. Спустился к реке, умылся. Вниз по течению виднелись укреплённые берега - остатки четвёртого моста. М-да, не лёгкий предстоит день, подумал я, взбираясь по обрыву назад к лагерю. Позавтракав и обсудив дальнейшие планы, мы с Жекой решили съездить на разведку для поисков удобного места переправы. Переоделись в мокрую до нитки одежду, прогрели мотоциклы и поехали на разведку. Женька тут же где-то отстал, и я решил его не ждать.
Остаток дороги быстро закончился, колесо упёрлось в непроходимый лес. Немного вернувшись по берегу, я нашёл место с удобным съездом к реке, где, похоже, раньше перебирались вброд. Вернулся в лагерь. К тому времени все собрались. Мы выехали. Наша команда оказалась первой в этом году, кто был здесь на транспорте. Поперёк дороги лежали поваленные деревья, под которыми я с успехом проехал на мотаке до этого, но машины тут не проходили. Приходилось несколько раз останавливаться и работать лесорубами. Быстро добрались до места переправы, свернув на одной из машин рулевую тягу. Пока одни занимались ремонтом, другие оценивали шансы на успех в преодолении очередного препятствия. Ремонт затянулся, и мы решили перекусить, благо на отсутствие аппетита в тот момент никто не жаловался. Открыли последнюю банку тушёнки. Ели кто чем, я достал пинцет из своего швейцарского ножа, Жека быстро соорудил китайские палочки, а у Андрея мясо постоянно соскальзывало с лезвия его ножа.
Самым голодным из всех оказался Алексей, не долго думая, он извлёк из чехла на ремне огромные пассатижи и, видя как они в очередной раз отщепляют огромный кусок вкусного мяса, радовался и снимал весь процесс на видео. Тушёнки на четверых было явно мало. Набрав в освободившуюся банку речной воды, мы разбавили её остатками сухой лапши, гречневой каши и крошками хлеба, подогрели на костре, назвали эндуро-кашей, и быстро съели. Погода резко изменилась - по вершинам, окружающих нас гор поползли густые облака, подул неприятный ветер, заморосил дождь — похоже, приближалась гроза. Нужно было срочно переправляться. Первыми пошли автомобили. Со второй попытки Паджерик преодолел довольно глубокий брод, набрав полный салон воды и утянув за собой Делику. Ремонт тяги продолжался, и второй очередью отправили мотоциклистов. Техника переправы была уже отработана, лебёдка, сосна и так далее...
Первой на сей раз отправилась Баха Андрея. Она немного искупалась, — тормоз лебёдки отказал и мот рухнул в воду, повезло, что у берега, где было не глубоко, - но всё-таки оказалась на другом берегу. Разобравшись с тормозом, понемногу переправили и остальные мотоциклы. Процесс оказался довольно интересным. Два авто, одно за другим натягивали трос, по которому с противоположного берега на блоке скатывался в воду мотоцикл. В ход пошёл даже спиннинг, который приходилось забрасывать на другой берег, дабы вернуть верёвку и блок. Уже на закате последняя машина перебралась через реку, чем обрадовала всю команду. Впереди был последний мост, но никто понятия не имел, цел ли он. Радости не было предела, когда мы добрались до последней переправы, где увидели целёхонький мост.
Всё, мы это сделали! Общими усилиями сложнейшая часть Староавстрийки была пройдена и, похоже, мы были первыми, кто сделал это в две тысяче четырнадцатом. Думаю, именно эти пятнадцать километров, на которые было потрачено столько сил, средств (да простит нас Дмитрий за порванную лодку и сломанный тормоз лебёдки) и почти два дня, все без исключения запомнят как самую сложную и в тоже время самую интересную часть всего путешествия. Сделав памятные фото на мосту, оставалось только найти место для лагеря, переправа заняла почти весь день, впереди был очередной перевал, да и на Маркаколь мы сегодня уже не успевали. Отъехав немного, мы разбили лагерь, приготовили ужин, уже по традиции отметили очередной успешный день и завершение сложнейшего, на тот момент, участка пути. Жека снова громко храпел.
--//--
Впередиидущий JEEP скрылся за очередным изгибом дороги, непроизвольно заставляя прибавить скорость. Туман рассеялся, пробивающиеся сквозь тучи лучи солнца, почти не согревают, но настроение улучшают значительно. JEEP снова показался впереди, скатился с очередного пригорка и, приняв влево, плавно остановился. Останавливаюсь позади и слезаю с мотоцикла.
- Мужики, есть чего сожрать? – Засовываю я шлем в открывшийся проём пассажирской двери.
- Только семечки, – улыбаются парни и протягивают мне мешочек.
- Где там остальные машины? Уже давно не видел их позади, – интересуюсь я, закидывая горсть семян в рот и наблюдая как Алексей, неторопливо, скатывается с пригорка и останавливается рядом.
- Едут! – Отвечают парни, услышав ответное бормотание по рации.
Оглядываюсь по сторонам. Вокруг, насколько достаёт взор, зелёные холмы, теряющиеся в синеватой дымке. Последние километры дорога постоянно скатывала нас вниз, но мы, всё ещё, находимся на приличной высоте. Взгляд задерживается на странных желтоватых облаках, лежащих далеко внизу, у подножия горной цепи. Осознание увиденного приходит через несколько секунд, и мозг захлёстывают странные чувства. Это же совсем не облака! Переливающиеся на солнце, вдали виднеются, начинающейся на границе с Китаем и уходящие далеко за горизонт, высоченные песчаные дюны.
--//--
Утром светило солнце. После завтрака настроение было отличное, хотя вылезать из сухой, тёплой одежды и натягивать на себя, которое уже утро подряд, пропитанные водой штаны и ботинки было привычным, но совсем не радостным занятием. Все, кто проснулись к тому моменту, начали не спеша собирать вещи. Позавтракали. Чай со смородиновыми листьями, приготовленный на костре и приправленный сгущёнкой бодрит всё тело. Жеке сегодня отправляться домой, завтра с утра на работу, поменял его палатку, в которой мы ночевали уже четвёртый день на кое-какой инструмент и припасы в дорогу. Все собрались и выехали с поляны на дорогу, на традиционное построение для фото. Тронулись. Сегодня на нашем пути лежал ещё один перевал, Алатайский, высотой 1792 метра, с которого мы должны скатиться прямиком к озеру Маркаколь. Поскольку мы и так находились на приличной высоте, нам предстояло преодолеть всего около трёхсот двадцати метров по вертикали. Скользкий, извилистый подъём быстро закончился и начался бесконечный спуск.
Автомобили быстро отстали, хотя мы не гнали, сбавляя скорость до пешеходной на каждом повороте, часто останавливались сделать очередные фото, которые, к сожалению, совсем не передают масштаба и красоты тех мест. Спустились с перевала и, преодолев очередной раскисший от дождя участок, выехали на грейдер. Дождавшись отставших, мы выдвинулись в направлении озера и цивилизации. За несколько дней мы привыкли к отсутствию посторонних людей и встречающиеся на пути машины были необычным явлением. Скорость, до этого не превышающая двадцати, максимум тридцати километров в час, на протяжении нескольких дней, местами стала приближаться к сотне. В таком темпе мы и не заметили, как добрались до озера Маркаколь и села Урунхайка, расположенного на его берегу. Цивилизация встретила нас заправкой, магазином и мобильной связью.
Жека, отдохнув немного, отправился в одиночное почти пятисот километровое путешествие в сторону дома, а мы развалились на травке перед крыльцом магазина, попивали прохладное пиво и кушали мороженое, греясь на солнышке. С самого начала путешествия мы решили сделать день отдыха на озере. И сейчас нам было просто необходимо отдохнуть, набраться сил, отстирать и просушить всю одежду. Все были в предвкушении солнечных пляжей и вкусного пива. Как же мы заблуждались! Оформив пропуска, мы направились на поиски дороги вдоль северного берега, решив быстро найти подходящее место для стоянки. Надо признать, что озеро и его окрестности я представлял немного по-другому, когда разглядывал снимки в интернете. Реальность оказалась куда забавнее. Вместо красивых берегов с каменистыми пляжами, озеро встретило нас непроходимым, заросшим высокой травой и кустарником, болотом, вдоль почти всего берега, с оголодавшими комарами, кишащими повсюду, и совершенно отсутствующей возможностью подъезда к берегу.
Прикинув возможные варианты дальнейшего движения, мы решили пробиваться до первого удобного подъезда к воде с местом для лагеря, и там остановиться. Дорога шла вдоль берега, порой отходя от него на несколько километров, когда Маркаколь терялся из виду. Бесконечные лужи с грязью, ручьи, болота, высокая трава и злые комары отнимали много сил, а отыскать желанное место для остановки никак не удавалось. Иногда дорога забиралась на окружающие горы довольно высоко, оттуда открывался впечатляющий вид на озеро, да и комары доставали не так сильно. Когда нечто похожее на остатки дороги осталось позади и начались непролазные джунгли, мы поняли – попить пива и позагорать нам удастся ещё не скоро. Ребята на машинах уехали вперед, разведывая дорогу и пробивая нам путь. Мы на мотоциклах плелись в хвосте. Наблюдая, как впередиидущий автомобиль, словно бульдозер, протискивается сквозь кусты, ломая толстые ветки, проваливается в колее, бороздя днищем землю, тонет в очередном болоте, но ползёт вперёд, нам ничего не оставалось, как следовать за ним. Казалось вот-вот, за очередным поворотом, за очередным пригорком мы увидим долгожданный пляж. Но нет, въезжая на очередной холм нам открывался всё тот же заросший, непролазный берег на много километров вперёд.
Ехать было тяжко, но стоять ещё невыносимее. Как только скорость падала до пешеходной или колонна вставала, вездесущие злобные твари, высасывающие, казалось, уже не только твою кровь, но и душу, окутывали всё вокруг. Они, десятками за раз, кусали открытые участки тела, пробирались сквозь щели в шлеме, застревали в складках мокрого подшлемника и назойливо пищали, не имея возможности выбраться. В такие моменты я мысленно пытался раздуть голову или пошевелить ухом, в надежде задавить надоедливого попутчика и заткнуть несмолкающий ни на секунду, выедающий мозг изнутри, противный писк. Казалось, всему этому не будет конца, но, немного погодя, когда солнце пожелтело и спустилось к окружающим озеро горам, мы выехали на более открытые участки. Впереди виднелись дома, и это прибавило немного сил. Добравшись до маленькой деревни, под названием Верхняя Еловка, которая состояла из нескольких домов и, казалось, была абсолютно оторвана от цивилизации, мы передохнули и, пообщавшись с местными, узнали, что впереди есть ещё и Нижняя Еловка с так называемой «гостиницей», где мы сможем провести ночь.
Делать нечего, совершенно вымотанные, голодные, промокшие и прокусанные насквозь, мы двинулись дальше в закат. Почти стемнело, когда мы добрались до указанного места. «Гостиница» оказалась какой-то полуразвалившейся холупой, без окон и дверей и все решили поставить палатки прямо на лужайке, рядом с домом, хозяйка которого встретила подъезжающую колонну машин. Как же было приятно наконец стащить ноющую, казалось уже горящую огнём, задницу с седла, упасть на траву и услышать самый желанный на тот момент звук в мире – звук открывающейся, прохладной бутылки пива. Хозяйка предложила нам баню по чёрному и рассказала, что той дорогой, которой мы сюда попали уже давно никто не ездит, да и вообще, оказалась очень гостеприимным человеком. Вместе с исчезающим на глазах пивом, росло и настроение. Этому так же способствовала возможность отогреться у печи, надеть сухие носки, которые, к слову сказать, мне пришлось одалживать, поскольку шесть или восемь пар, взятых с собой, давно закончились, и поесть в тепле за настоящим столом. Даже уйма комаров, которую Лёха зачем-то запустил в палатку, уже не могла испортить вечер. Дождавшись ужина и хорошо поев, мы довольные разбрелись по палаткам и заснули без задних ног.
Я выспался, и выбрался из палатки на солнечный день, с новыми силами. Впрочем, похоже, выспалась вся команда – все с утра были довольные и в хорошем настроении. Не спеша, собравшись и позавтракав, мы попрощались с гостеприимным домом, и двинулись дальше, вдоль северного берега озера. Дорога оказалась намного легче, чем накануне. Глубоких болотистых участков почти не было, а самым сложным оказалась густая и высокая, выше человеческого роста, трава, скрывающая различные препятствия в виде промоин и других не очень приятных сюрпризов дороги. Порой скорость не превышала десяти километров в час, когда приходилось, с большим трудом, буквально протискиваться, сквозь толстые стебли репейника, конопли, полыни и другой растительности. Постепенно травы стало меньше, и мы выбрались на остатки приличной дороги, где я смог целых два раза разогнать мотоцикл до, невиданных уже давно, пятидесяти километров в час. Дорога привела к единственной реке, вытекающей из озера.
Кальжир, по словам местных, в этом году должен быть маловодным, но разведка показала, что глубина в месте брода около метра, что, вместе с илистым, зыбким дном, лишало нас шанса переехать реку своим ходом. Автомобилям такое препятствие было вполне по силам, и команда автотуристов быстро перебралась на противоположный берег. Средств переправы у нас не было, поэтому мы приняли единственный возможный выбор - законопатить подручными средствами все важные отверстия наших «коней», и перевести их по одному вброд. Как часто это бывало, мой Джеб отправился на встречу с судьбой первым. В шесть рук мы быстро перекатили мотоцикл на другой берег. Хоть и не с первого раза, мотоцикл завёлся, и мы принялись за две другие машины.
Вскоре вся техника оказалась на противоположном берегу. Алексей почти без проблем запустил двигатель своего Suzuki, слив воду с патрубка за воздушным фильтром, которая, несмотря на все меры, каким-то образом умудрилась-таки туда попасть. А вот Honda так и не порадовала нас звуками работающего двигателя. Несколько часов подряд мы ковырялись, пробуя различные варианты запуска, но мотоцикл отказывался работать. День близился к концу, да, к тому же, пошёл дождь, и приближалась гроза. Было решено остаться на ночлег прямо здесь, благо на берегу находилась пара пустующих строений. Затолкав погибший мот в сарай, мы не потеряли надежду его оживить, и продолжили реанимацию, укрывшись от непогоды. Поняв, что все наши усилия бесполезны, по крайней мере, сегодня, мы прекратили попытки, поужинали, и отправились спать.
Всю ночь бушевала гроза. Ветер и дождь не прекратились с наступлением утра. Температура воздуха, казалось, была градусов десять. Позавтракав, мы снова принялись реанимировать Хонду, решив на этот раз снять, разобрать, насколько это возможно, продуть и прочистить карбюратор. И, хотя, накануне, мы не раз «накатили» за успешный запуск мотора Бахи, все наши усилия оказались напрасными. Автомобильный аккумулятор бодро крутил стартер, искра... искрила, но двигатель даже не «схватывал». Тут мы и решили - своим ходом Баха уже никуда не поедет. До ближайшего населённого пункта было чуть более десяти километров, Александр согласился довести мотоцикл на багажнике своего Прадика, до села Матобай, где мы должны будем решить, что же делать дальше. Разобрав мотоцикл, насколько это возможно, мы погрузили раму с двигателем на крышу автомобиля, раскидали остатки запчастей по багажникам других машин, и тронулись в путь. Дождь, пронизывающий ветер, и температура, приближающаяся к нолю, стали сопровождать нас с первых метров пути. Ботинки и штаны, высохшие за ночь, промокли до нитки, в первой же глубокой луже. Прикинув в уме, что десять-двенадцать километров оставшихся до села, мы проедем максимум за час, я обогнал колонну, окатив себя новой порцией воды из огромной лужи, направил колёса по колее, ведущей на первый крутой подъём, и открутил газ.
–//--
Песчаные дюны скрылись за горизонтом, но я знал, что до них оставалось не более тридцати километров. Ещё я знал, что где то там, где дорога проходила вдоль Китайской границы, было тепло и светило солнце. Здесь же было пасмурно, холодный ветер гонял по небу грозовые тучи, из которых, почти постоянно, накрапывал мелкий дождик. Температура, по ощущениям, была не более пяти градусов. Впереди развилка дороги, странно, вроде ни по карте, ни по гуглу, которые я подробно разглядывал перед поездкой, дорога не разделялась. Беру правее. Проезжаю немного, останавливаюсь поглядеть назад. Алексей последовал за мной и притормозил позади. Бодро ехавший позади джип остановился на распутье, видимо, ребята решили связаться по рации с отставшей группой и сверить маршрут.
- Едем дальше? - Обращаюсь я к Алексею, зная, что автомобили, на такой скользкой дороге, в случае чего, без проблем нас догонят.
- Не знаю, - в ответ пожимает плечами Лёха. – Может, дождёмся всех и поедем?
Ждать мне не хотелось, душа рвалась выбраться из этого, уже прядком надоевшего, леденящего «болота», и я, топнув левой ногой по лапке коробки передач, двинулся дальше. Дээрзет последовал за мной, то теряясь, то снова мелькая в зеркале. Проехав с километр и взобравшись на очередной холм, откуда открывался хороший обзор, я с облегчением выдохнул. Километрах в пяти виднелась нитка грунтовки соединяющей Урунхайку и Теректы, а значит мы на верном пути.
–//--
Взобрались на первый, невысокий, но крутой подъём, и теперь оказалось, что ехать вверх гораздо легче, чем скатываться вниз. Сила трения куда-то пропала, и колёса стали жить своей собственной жизнью, невзирая на тормоза и наличие, хоть и скользкого, но грунта, под собой. За полчаса мы преодолели менее километра и надежды на скорый приезд в Матобай быстро улетучились. На очередной развилке дождался машину и, пропустив её вперёд, поехал следом. Краем глаза заметил, что Алексей выбрал другой путь, в обход горы. Обогнув холм, дорога вышла на берег, продолжая скакать то вверх, то вниз по холмам. Немного погодя, Алексей внезапно вынырнул из-за пригорка позади, и догнал нас. Глубокие колея и лужи часто останавливали впередиидущий автомобиль, давая нам небольшую передышку. В одной из таких луж, Лёха завалил мотоцикл, да так, что из воды осталась торчать только правая рукоятка руля. «Ну всё! Приплыли!», - подумал я в тот момент, остановил свой мот, и побежал на помощь.
Подняв и вытолкав Дээрзетку из лужи, мы слили воду, поставив мот на дыбы. Алексей поменял намокший воздушный фильтр на свеженький, и двигатель зашевелил единственным поршнем, как ни в чём не бывало. Постепенно дорога отошла от обрывистого берега и забралась в лес. Ехать стало намного легче, да и скорость немного прибавилась, но промокшая насквозь одежда и низкая температура, заставляли постоянно стучать зубами, а в мозгу всплывали странные картины чего-то тёплого и сухого. Обещанные десять километров пути тянулись и казались вечностью. Становилось холоднее, дождь продолжался, сменяясь градом, а дорога окончательно превратилась в каток. Спустя какое-то время, вдоль дороги замелькали поля и стога сена, говорящие о том, что мы уже близко. По мере приближения к посёлку, дорога становилась твёрже и я, набрав приличную скорость, порой достигающую сорока километров в час, и распевая песни, чтобы окончательно не задубеть, докатил последние метры на сегодня.
На путь, длиной около десяти километров, от Кальжира до Матобая, мы потратили почти два часа. Ребята быстро договорились о ночлеге, взобраться на очередной перевал с перепадом высот более восьми сотен метров, по раскисшей дороге, не было никакой возможности. К вечеру выглянуло солнце, а мы, удобно расположившись на небольшой пасеке, ждали, такие желанные в тот момент, баню, ужин и сон. День выдался насыщенным, хотя мы не проехали и пятнадцати километров.
Баня была отличная, никогда раньше я не парился с таким удовольствием, как в этот вечер. Отужинав, мы удобно расположились в спальниках на полу у печки и заснули, не подозревая, что завтра нас ждёт не менее насыщенный и экстремальный день. Утром, мы договорились с местными доставить Баху и её хозяина на лодке до Урунхайки, где всего два дня назад валялись на траве у магазина и пили пиво. Найти автомобиль, способный доставить через перевал мёртвый мот до цивилизации, в селе, состоящим из нескольких домов, да ещё и в такую погоду, возможности не было. Погрузив мотоцикл на лодку, мы пожелали Андрею удачи в плаванье, а сами отправились на встречу с очередными приключениями....
–//--
Маркаколь никак не хочет отпускать нас даже здесь. Мотоциклы отказываются ехать, виляют и буксуют, облепляя себя грязью. Последние метров пятьсот до нормальной грунтовки, кажется, не кончатся никогда. Но вот он, долгожданный въезд на дорогу. Тут же торможу. Алексей остановился позади. Автомобили сильно отстали, но нам сейчас не до них. Замёрзшие, но довольные собой, мы стоим на обочине, улыбаясь и радуясь словно дети получившие долгожданный подарок.
- Лёха, неужели мы выбрались?!!! - Не сдерживая радость, обращаюсь я к Алексею.
- Мы выбрались, Серега!!! - по обыкновению улыбаясь, отвечает он.
До села Теректы осталась пара десятков километров укатанного грейдера и перевал с красивым названием Мраморный. Дожидаемся отставшие машины и, не торопясь, добираемся до перевала, вид с которого просто захватывает дух. Вокруг туман, пасмурно, тучи поливают окрестные холмы дождём, а у подножия лежат, освещённые солнцем, огромные, простирающиеся докуда хватает взора, песчаные барханы. Не торопясь, спустились по извилистой дороге. Контраст природных зон поражал и не укладывался в голове. На протяжении нескольких последних дней, мы находились в промозглых, холодных и мокрых объятьях горного озера. Два дня подряд нас поливало дождём, засыпал град, а температура едва ли превышала десять-пятнадцать градусов. Теперь мы стоим посреди пустыни. Солнце такое яркое и греет так сильно, что мы высыхаем буквально за считанные минуты, становится жарко. Дожидаемся вновь отставшую группу автомобилей, бродя по окрестным скалам, созерцая потрясающий вид и радуясь палящему солнцу. Машины подъезжают, и нам остаётся только проделать небольшой путь до ближайшего села.
Я знал, что мы уже не пройдём весь задуманный путь, что впереди нас ждут трудности по поиску транспорта для «погибшего» мотоцикла, и четырёхсоткилометровое возвращение домой по нудному асфальту, но сейчас я об этом не думал. Я катил под сотню по широченной прямой и накатанной грунтовой дороге, под ярким летним солнцем, и, улыбаясь во весь шлем, напевал любимые песни...
Отдельное спасибо всем, кто помогал написать мне этот рассказ.
Участники экспедиции «Обратная сторона Белухи 2014»:
Алексей (AlexiN) Suzuki DR-Z400SM (Дээрзет) - автор видео
Андрей (Va bank), Honda XR 250 Baja (Баха)
Евгений (Geeka), Suzuki DR250
Сергей (Serus), Suzuki Djebel 250xc (Джеб) - автор отчёта
Продолжение темы:
- Зимовка с ребенком во Вьетнаме. Плюсы и минусы 2018-го года
- Индия. Кочин - другая, западно-индусская жизнь
- В самолёте с ребенком: мифы и лайфхаки
- Стоит ли ехать смотреть башни По Нагар с ребёнком?
- На водопады Ба Хо с маленьким ребенком
- Совместный сон с малышом. Плюсы и минусы для родителей в путешествии
- Дубайский Чудо-сад или парк цветов (Dubai Miracle Garden)
- Индия: в поезде с малышом
- Малайзия: Что посмотреть в Куала-Лумпуре с маленьким ребенком?
- В парк бабочек Куала-Лумпура с маленьким ребёнком