XII Общесибирский Первомайский велопробег "Алтайский Бродway"
Рассказ о моем первом опыте автономного похода, подготовку к которому я начала в самый последний момент и заняла она у меня всего два дня…
Так как наш транспорт имел возможность довезти нас до самого места задуманного старта, утром 1 мая мы успели даже заскучать в ожидании. И позавтракали, и собрались, и пофотографировали в общем уже очень хотелось стартовать. И вот на горизонте появились первые велосипедисты из других городов, на душе стало волнительно.
Построение и открытие первомая получилось несколько смазанным, часть людей уже уехала, кто то еще остался в хвосте…Нам повезло и мы послушали напутственное слово организаторов. Мне очень запомнились слова «мы надеялись, что будет максимум человек 20» и «надеемся, что до конца доживут не все».
- Почему они на это надеются? – пристала я с вопросом к Сашке.
- Потому что, если до конца дойдут все, значит маршрут не такой уж и крутой!
Поехали! В Турате встречаю двух старушек, которые своими напутствиями и пожеланиями отправляют меня практически в последний путь. По крайней мере по ощущениям было именно так. Чего только не пожелали от удачи в пути до жениха богатого. Ох и навели мы шороху среди местных, для них это настоящее событие.
И вот начинается подъем в первый перевал Мариинский.
Ехать здесь я могу лишь местами и чем дальше тем подъем круче и я окончательно спешиваюсь. На подъеме Леха Сарапулов выдает мне мегаигрушку – рацию! При этом предупреждает, что слышать я буду всех всех (как же здорово!) а меня буду слышать лишь Леха и Дима Кожевников.
Не смотря на то, что идти пешком немного скучно, а тащить рядом с собой груженный вел немного тяжко, подъем в перевал совсем не напрягает. Это ведь первый день, все друг к другу приглядываются, знакомятся в общем есть чем заняться помимо того, чтобы обращать внимание на усталость. Где то с середины перевала открывается шикарный вид. Призываю уставших поднимающихся оглянуться и оценить пейзаж и кто-то спрашивает меня: «А что это за хребет?»…и вот тут то мне стало стыдно, ответить я ничего не смогла, побоялась ошибиться и дома уже только выяснила, что имя тому хребту – Бащелакский. Первомай образовывает!
Поднимаемся чуть выше и тут я обнаруживаю первый и самый главный минус подъемов в перевалы – на них начинает ловить телефон. Не успеваем мы добраться до вершины, как до меня дозваниваются городские проблемы и работа и поднимают мне нерв. И вот тут то становится ясно, что с компанией я не прогадала, Леха с Димой очень быстро переводят все в шутку и настроение поднимается.
Последние метров 500 подъема – самые крутые но, я до сих пор вижу перед собой эти картинки, как же там невероятно красиво. Вот он обещанный снег, но он совсем не падает с неба, а просто лежит тут по краям дороги.
Вид здесь шикарный на все 4 стороны, думать о трудностях снова некогда. Нужно же успеть налюбоваться, все запомнить. Едут здесь уже совсем единицы, почти все идут пешком. Я уже совсем перестала заморачиваться как именно я передвигаюсь, иду или еду, главное – что я все таки здесь, а здесь круто!
На вершине – общий привал и обед. Мы успели перекусить еще поднимаясь, поэтому 2-х минутная передышка и спуск. Как я летела с Мариинского буду помнить очень долго и надеюсь когда-нибудь повторю. После этого спуска я хочу другую вилку с моей удовольствие явно было не полным, несколько раз она пробивалась прям до самого конца. На первой половине спуска грязюка кругом, колеи - нужно смотреть в оба, чтобы не кувыркнуться. Так как я все таки та еще бояка кисти рук аж судорогами начало сводить от торможения.
Вторая половина чуть проще, дорога лучше, сухая, только местами лужицы встречаются, скорость здесь уже гораздо больше Леха что то визжит в рацию от восторга, не слышно ничего в ушах свистит ветер. Чуть позже, внизу мерились кто на сколько смог разогнаться и вообще делились восторгами, ну как дети, честное слово.
Дальнейшая дорога до Ильинки это прям подарок для меня – все как я люблю. Широкая, грунтовая, сухо и по сторонам есть чего посмотреть. Катили в свое удовольствие. После деревни по асфальту катить стало совсем скучно и появилась усталость, а ведь мы стартовали почти на 30 км позже, чем основная масса людей.
Вечером Леха с Димой устраивают купание в Песчанной…
Я на такие подвиги не способна – фотографирую с берега, тем более, что по их словам температура воды -5 (не градусов, конечно же). Ужин, костер, песни под гитару в общем все то, ради чего большинство и приехали. Это, наверно, единственный вечер, когда меня хватило еще и на вечерние первомайские развлечения, но обо всем по порядку.
Надо сказать что готовилась я к аду, к дождям, снегу и вообще к любым не предвиденным погодным условиям. Рюкзака больше чем мой ни у одного участника первомая я не видела, в общем сама себе подстроила подлянку. Сказалась таки моя неопытность и страх перед неизвестным, и, по рассказам, очень сложным маршрутом. Возможно, если моя подготовка и сборы были бы более осознанными эта поездка далась бы легче.
Из всех обещанных ужасов сбылось только одно – второй день был действительно «убойный». С утра на полное кашей пузико мы начали подъем в перевал Верх-Кукуя. Уже несколько другие, но от того не менее живописные места. Шла пешком, болтала с ребятами, Димка фотографировал.
Набила еще несколько синяков и шишек пытаясь освоить контактные педали. Зато благодаря Диме у меня теперь есть целая коллекция фото с моими уборками на ровном месте.
На спуске оторвалась от своих ребят, зато обнаружила, что по рации меня слышат не только они, а вообще вся колонна, это стало для меня сюрпризом. В общем перевал Верх-Кукуя меня не особенно впечатлил, то ли дело спецучасток вдоль Верх-Черги…
После брода мы с ребятами совершили не поправимую, на мой взгляд, ошибку – пообедали. Нет, с тем, что кушать нужно много, но часто я не спорю, но вот место для этого было выбрано не удачно – открытая местность, самый солнцепек. Второй день приготовил нам не только сложные участки и подъемы в перевалы, но и жуткую жару. После обеда меня разморило, но на уговоры упростить маршрут - вернуться назад, объехать перевалы и добраться до Шебалино по Чуйскому тракту я не поддалась. Поплелись вверх, по моей традиции преимущественно пешком. Если в первый день наша троица держалась где то в серединке колонны, то после обеда второго дня мы крепко обосновались в хвосте. Очень на хватало воды, набрать ее было негде, а запасы очень быстро закончились.
Желание ехать впереди, отрываться от моих ребят мне отбили трое алтайцев на лошадях с ружьями наперевес, которые встретились нам на пути и не на шутку меня перепугали, благо Дима вовремя меня догнал. А вот следующий представитель местных жителей меня повеселил. Ребята уехали чуть вперед, но оставались в зоне видимости и пока я тащила свой тяжеленный велосипед по узенькой тропке передали по рации, что алтаец без ружья, они меня ждут, боятся не стоит. Мужичок оказался очень дружелюбным и издалека начал махать мне рукой приветствуя меня - «Здарова!» - а когда поравнялся со мной несколько раз поменялся в лице и произнес в смятении - «ооооо…жэнъщина…» - и потом еще немного поразмыслив протянул - «нуууу… удачи…». С основной массой первомайцев видимо он не повстречался, они уже все давно укатили вперед.
К штурму второго перевала мы приступили уже вечером. За нами на спец участке еще оставались люди, кому то нужна была труповозка, Леха активно пытался организовать связь между теми кто впереди и теми кто отстал, получалось плохо. В итоге машина таки поехала забирать омичей и заодно в нее решили упрятать и меня, что меня крайне оскорбило не смотря на то, что проехать предстояло еще не мало, уже начинало темнеть, жара спала, но за день усталость от нее накопилась. Я шла пешком, вместо со мной шли еще двое бийчан. В общем садиться в труповозку я наотрез отказалась, чем кончено своих ребят подставила. На вершине Чергинского перевала мы встретились с группой омичей, которые ждали своих отстающих, тех, кто у подножия перевала дожидался труповозку.
Встретили нас как героев, поздравили, накормили бетурбродами, подарили сувениры, в общем, спасибо вам, ребята!
Здесь стало известно, что место стоянки перенесено и нам осталось лишь спуститься и чуть-чуть подняться. Теперь то меня точно не упрячут в машину.
Приоделись мы потеплее, достали и прикрутили фонарики и начали спускаться! Здорово, конечно, не отставать и приезжать в лагерь засветло, но спуск с перевала в темноте это не передаваемые эмоции. Дорога здесь позволяет не оттормаживаться и ощущения можно сравнить с полетом.
На подъеме в третий перевал встречаем машину с организаторами, которые нас подбадривают и объясняют как найти место стоянки, на повороте к нему, нас ждет инициативная группа с костром, в общем, не промахнемся. Мы уже изрядно устали, время от времени спешиваемся и ребята по очереди заталкивают мой вел вверх, причем с такой силой, что я за ним бежать не успеваю. Вот это подстава, если бы им удалось усадить меня в машину, они уже давно были бы в лагере. Не повезло им со мной.
На повороте в лагерь ждут нас наши барнаульские ребята. Вместе с ними безуспешно пытаемся уговорить бийчанина не ехать до официального места стоянки за Шебалино. Упертый парень. Укатил в ночь, так ему хотелось к своим.
Собственно в лагере меня ждала уже поставленная Андреем палатка и сам Андрей, который пытался мне чем-нибудь помочь, но упасть и уснуть мне удалось самостоятельно. Димка даже палатку ставить не стал – мы упахались! Ужин? Костер? Пфффффф… Палатка! Спальник! Спать не мешали даже ребята у которых явно когда то на ушах плясало стадо медведей а теперь они нещадно мучали гитару.
Утром третьего дня мы, наученные горьким опытом прибытия в лагерь за полночь, сразу после пробуждения быстренько собрались и стартовали. Нам предстояло осилить начатый еще вчера перевал – сделали мы это не спеша, потому что Дима уже изрядно начал обижаться на то, что мы вечно куда то торопимся и он не успевает насладиться видами и пофотографировать. На спуске с Шебалинского хребта я понимаю, что окончательно «зажралась». Потому что удовольствия от того что я лечу с горы я уже не получаю, хочется чего то эдакого…а вот с Мариинского лететь было интереснее…а вот ночью с фонарями, вот это было здорово…
В Шебалино Леха развлекается общением с глазеющими на нас местными:
- А это какая деревня?
- Шебалино.
- Аааа…а страна какая? – не унимается Леша
- Республика Алтай!
Вот так то!
И снова подъем в перевал. Так как я уже окончательно поняла, что ездить на груженном велосипеде вверх я не умею, а о моем рюкзачке уже анекдоты среди первомайцев ходят принимаю решение идти пешком, а контактные ботинки для этого не лучший вариант. Переобуваюсь в удобные кроссовки, Дима прикручивает мне топталки на не понять какой случай, ну просто чтобы по фэн-шую все было и я наслаждаясь созерцанием пейзажей ползу вверх.
После обеда все в том же режиме пешехода ровняюсь с двумя отдыхающими на обочине парнями, наверно из Новосибирска.
- Девушкам хорошо – говорит один – у них организм выносливее!
- Мы вообще выносливые – не растерялась я – хочешь мусор вынесем, хочешь мозг!
Да уж выносить мозг у меня однозначно лучше выходит, чем осиливать затяжные подъемы.
На вершине я задерживаться не стала, ребят своих тоже не стала дожидаться, с моей скоростью все же лучше двигаться все равно все догонят и обгонят.
Стоянка третьего дня, конечно же была самой развлекательной. Барнаул выиграл почти все соревновательные дисциплины, за что мы Сашке очень благодарны. Не знаю не одного человека который любит велы и все что сними связанно так, как он.
Утром заключительного дня ко мне пришла слава! На въезде в деревню включаю рацию, чтобы передать своим мальчикам, что здесь есть колонка (точно знаю, что они уже без воды едут) и в ответ слышу: «Ура! Белка проснулась!», «Белка скажи нам что-нибудь хорошее» и т.д. Я даже растерялась, особенно учитывая, что большую часть похода думала, что слышат меня только «свои», да и вообще особенной общительностью даже среди барнаульцев не отличалась, а тут такое.
Дорога после деревни, а именно ущелье по которому бежит Каспа, запомнилось не только мне. Если попросят составить топ-лист красивых мест первомая 2014, этот спецучасток я не задумываясь поставлю на первое место. Спуск очень интересный, сравнимый по ощущениям со спуском с Мариинского. Во мне борятся два чувства – с одной стороны очень хочется разогнаться, а с другой растянуть удовольствие, потому что Первомай для меня заканчивается Ороктойским мостом, ровно до него мне все интересно и ново, а дорога от моста до Чемала езжена сотню раз и от нее то я уже ничего не жду.
Оставляю за спиной на выезде из деревни труповозку и разгоняюсь… Проезжаю не оставшийся не замеченным и другими участниками валяющийся на обочине человеческий череп, из суеверного ужаса сторонкой и побыстрее. Желание разогнаться пересиливает. На спуске с очередного пригорка вижу внизу небольшую лужу и кучу камней, чтобы получше сориентироваться как мне все это объехать я начинаю притормаживать и далее произошло просто необъяснимое…чувствую – лечу…красиво так – по окружности. «Мягкая» посадка козырьком шлема в камень, сзади меня догоняет мой же велосипед, с моим же легендарным рюкзаком и оттормаживается о мой затылок. Катайте в шлеме, если бы не он, мой новенький брукс пробил бы мне голову, я в этом уверенна. С перепугу вылезаю из под байка, единственная мысль «хорошо, что не в контактах», и начинаю отползать на обочину и туда же затаскивать свое барахло, потому что упасть меня угораздило на спуске и небольшим поворотом, благо никто не ехал прямо за мной.
Причину падения я поняла только минут через 5. На переднем колесе лопнул обод. В рацию до Лехи докричаться не могу, а кроме него, мне почему то никто и не отвечает. И не едет никто, грустно даже как то. Что делать не знаю, села как Аленушка, жду своих Иванушек.
А дальше была фотосессия! Со всеми желающими, на память. И расспросы «а ты упала?», «а как так?», «скажи какой обод, чтобы знать и не покупать», «так вот как ты выглядишь, Белка!!!». В общем спасибо всем, кто не остался равнодушным кормил шоколадками, поил и вообще интересовался моим состоянием. Благо конечно отделалась испугом. А все остальное, как Дима сказал – насочиняла.
Представляете насколько не хотелось в труповозку! Катать хочу! А труповозка и не отзывается, т.е. колесо мне из нее никто не передаст, а мое сложилось почти пополам. А все интересное впереди, даже зубы сводит от досады, ну как же так угораздило то.
В общем спасали меня всей честной компанией, пока Леха лазил в гору в тщетных попытках докричаться до тех, кто едет за нами, Сашка выправлял мое колесо о тот же камень, на котором оно лопнуло (кстати, покрышка с камерой целехоньки и по сей день). Колесо поставили на место, теперь оно крутилось и можно было иди пешком, мне предстояло пешим ходом пройти два брода а там нас ждал мой спаситель из Новосибирска – Константин Тынаев, который пожертвовал мне свое колесо от прицепа, мое в свою очередь установили ему, а вещи с прицепа повезли Леша с Димой.
И сейчас минутка «Поле чудес» - передаю привет и огромное спасибо своим спасителям – Константину Тынаеву, без него шла бы я пешариком до Ороктойского моста, Сашке Трутневу, Андрею Пушкину и Евгению Кочанову за пит-стоп, Леше Сарапулову с Димой Кожевниковым и мальчику из Новосибирска(имени его так и не спросила, к сожалению), который по рации связывался с Константином и отвозил ему его вещи и колесо, так как в Чемале своего спасителя я уже не встретила.
Вот так вот немного поразвлекалась и поехала дальше с небольшой опаской и по возможности объезжая почти все камушки. По той погоде, что приготовила нам природа, броды совсем не пугали и только на первом броде я поддалась всеобщей аккуратности и перешла его по досточке, а дальше уже вообще не обращала внимания, что у меня под ногами, тем более что местами русло реки и дорога полностью совпадали.
До моста добралась гораздо раньше своих ребят, прилегла, разморилась на солнышке и уснула. Разбудил крик Леши по рации:
- Белка! Шоколадку с орехами будешь?
- С орехами? Буду!
- Спасибо. Посмеялся. – отозвался кто-то еще…
- Белка! Так ты все-таки едешь!?
-Еду! Мир не без добрых людей.
На мосту перекрутилась обратненько в контакты и последние 40 км маршрута закатила меньше чем за 2 часа, запах цветущий по обочинам черемухи почему то был противен до тошноты. Очень порадовал моросящий дождик, здесь, на этом участке, он был как нельзя кстати, пусть и не до конца но пыль он чуть прибил и ехать стало значительно приятнее, а уж про асфальт и рассказывать нечего.
Надо сказать тот факт, что общее торжественное закрытие первомая получилось не менее смазанным, чем его открытие меня не смутил и не расстроил. Уж не знаю все дожили до конца или нет, но маршрут получился крутым! Жаль только, что не получилось лично поблагодарить ребят из Новосибирска.
Вот так вот поехала просто из любопытства посмотреть что же это такое первомай, а поучаствовала по всей видимости в самом крутом велопробеге, за всю историю.
Фотографии: Дмитрий Кожевников и другие.