Закон о квадрокоптерах 2016. Идём по пути запретов или детские вертолётики ставшие террористической угрозой.

06.07.2019 15:41

Что случилось?
В конце декабря 2015 российские законодатели приняли поправки в Воздушный Кодек РФ и 30 марта 2016 они вступают в силу. Вокруг этих поправок много шума и в первую очередь из-за того, что когда они были поручены правительством РФ, то они были призваны систематизировать сферу деятельности связанную с полётами сверхлёгких беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), то есть радиоуправляемых квадрокоптеров и вертолётов. Я предметно изучил эти поправки и вчера задал вопросы транспортному прокурору г.Барнаула. О том что удалось прояснить и какие вопросы остались - чуть ниже.

Что получилось в результате принятия поправок?
А получился, если честно полнейший бред. С 30 марта все БПЛА у которых максимальная взлётная масса больше 0,25кг (да-да! 250 грамм!!!) обязаны проходить государственную регистрацию, сертификацию и получать разрешение на полёты на основании предоставленного в соответствующий орган плана полёта. Взлётная масса - это масса самого летательного аппарата + масса груза который он может поднять. То есть например масса игрушки 500гр и она может поднять в воздух 300гр. Итого взлётная масса 800гр. Кстати, если вы мечтали быть командиром воздушного судна, то ваша мечта теперь как никогда близка к исполнению! Купите вертолётик на алиэкспресс за 1000рублей. Человек управляющий им по закону отныне зовётся "командиром воздушного судна". По сути это и есть все поправки.

Комментарий специалиста
Я задал несколько вопросов транспортному прокурору г.Барнаула. Почему ему? Потому что он заведует ведомством, которое следит за испольнением Воздушного Кодекса РФ и в том числе принятых поправок. Из разговора стало понятно, что их ведомство находится в некотором замешательстве и они склоняются к тому, что до момента вступления в силу этих поправок будут приняты дополнительные подзаконные акты, которые внесут ясность по многим вопросам и регламентируют процесс регистрации и другие бюрократические процедуры. А пока что имеем следующее:

  • Регистрация и сертификация всех БПЛА проводится РосАвиацией.
  • Ближайшее представительство РосАвиации в г.Новосибирск
  • Разрешение на полёты выдаёт РосАвиация
  • Отслеживает прокуратура полёты в том числе по фотографиям и материалам в прессе, а так же иными способами в сотрудничестве с полицией и другими ведомствами.

Международный опыт
Раз уж сами законодатели в пояснительных записках равняются на США, приводя в пример то, что там в конце 2015 так же приняли закон о регистрации дронов, то давайте рассмотрим американскую систему более подробно. Регистрация дрона в США проходит по e-mail. Заявитель указывает свои ФИО и контактные данные. В ответ он получает так же по электронной почте свидетельство о регистрации в котором указан его личный номер. Этот номер он должен нанести на все свои беспилотники. То есть регистрируется пилот, а не квадрокоптер. Ни каких планов полётов и сертификации. Всё просто, понятно и пока что даже бесплатно, а потом это будет стоить символические 5$. Для США это вынужденная мера в связи с тем, что с одной зарплаты средний американец может позволить купить 4 квадрокоптера DJI Phantom 3 Professional стоимостью 1200$ каждый. Для сравнения в нашей стране по официальным данным статистики человеку надо работать 3 месяца чтобы приобрести этот девайс, а по факту мне кажется что даже больше. Это я не к тому, как глубоко мы провалились с состоянием экономики и курсом нашей национальной валюты, а к тому, что в США это крайне актуальная проблема и дроны распространены повсеместно и в большом количестве, что безусловно потребовало ввода некоторых ограничений (запретная зона 5 км вокруг аэропортов и ограничение в 120 метров по высоте полёта) и регистрации.

6dd0b67e497de0721d5e1aed47164c84.jpg

Моё мнение
С 30 марта для того чтобы запустить на улице радиоуправляемый вертолётик с сыном вам необходимо его (вертолётик, а не сына) зарегистрировать, сертифицировать и получить разрешение на взлёт, предоставив план полёта. Врядли это быстрая процедура, по этому заявку подавайте за пару недель до планируемой прогулки. В заявке в РосАвиацию нужно чётко прописать, что вы собираетесь пролететь от песочницы до качелей 24 метра, потом в сторону лестницы ещё 17 метров, и если повезёт и не сядет батарейка (а у детский вертолётиков она садиться очень и очень быстро), то возможно дотянете 21 метр до скамейки с бабульками, которые заподозрят в вас наркомана, а в вашем сыне террориста и пожалуются на вас "куда следует". "Куда следует" передаст дело в транспортную прокуратуру и независимо от наличия всех сертификатов, разрешений и регистраций вас будут судить, где вы будете доказывать, что вы законопослушный гражданин. Ну вы поняли, что речь идёт о полном бреде и абсурде, ведь просто нелогично и неразумно, что одно и тоже ведомство будет сертифицировать Airbus A380 взлётной массой 560 тонн, Boeing 777-300ER взлётной массой 351 тонна и радиоуправляемую китайскую игрушку взлётной массой 251 грамм (0,000251 тонн) или квадрокоптер со взлётной массой 1,5 кг.

В который раз законодательство даёт не толчок к развитию, а идёт по пути запретов и ограничений, приравнивая игрушки к авиации, квадрокоптеры с камерой к военным беспилотникам, прикрываясь тем, что дроны могут быть использованы террористами. Ну что за бред? У меня перед глазами сразу картинка как террористы собираются с помощью дрона что-нибудь нашкодить, но узнают что необходима регистрация и разочарованные отказываются от своих коварных планов. Тогда давайте запретим кухонные ножи, потому что ими можно убить, телефоны, потмоу что с их помощью общаются террористы, автомобили, потому что на них могут ездить террористы, а, как сказал Павел Дуров, запретить слова, потмоу что с их помощью общаются террористы. В реальности как раз для них это не создаст проблем, а проблемы получает и без того скудный бизнес по продаже радиоуправляемых игрушек и квадрокоптеров, радиолюители, авиамоделисты и фотографы вроде меня. Вот в упор не понимаю кому хуже стало от того, что моя фотография вошла в 10ку лучших на международном конкурсе фотографий, сделанных с квадрокоптера SkyPixel Contest 2015, благодаря чему в Австралии, Америке, Канаде и др странах узнали что на Алтае красивая природа (и где вообще этот самый Алтай), а фотку любительского рождественского фейерверка в центре города растиражировала практически вся местная пресса.

Да, я полагаю регулирование этой сферы необходимо. Как минимум необходимо чётко прописать запретные зоны вокруг аэропртов (военных частей или ещё чего-то), чтобы не создавать опасности для полётов гражданской авиации. Но это не означает что надо фактически взять и запретить всё что радиоуправляемое и летает.

Интересно, а что будет если все начнут в РосАвиацию подавать по 3 заявки в день на полёты квадрокоптеров? А по закону они будут обязаны всё это дело рассмотреть, сопоставить с полётами гражданской и военной авиации, пролётов метеозондов, планов запусков ракет, военных стрельб и ещё кучи параметров. И всё ради того, чтобы я сделал фотографию, ну скажем пригорода Барнаула с высоты около 70 метров с квадрокоптер, который на высоте 25 метров уже мало кто способен различить на фоне неба, потратив на это примерно 2-3 минуты...

UPDATE
Решил пройти все круги ада и зарегистрировать свой квадрокоптер в Росавиации, как это мне предписывает сделать закон. Но не тут то было!

fb90c02ef5adf7a8b364034857af45a7.jpg
Если вкрадце, то регистрировать ничего они не будут, потому что не хотят заниматься такой ерундой, как регистрация игрушек.

Вверх