Уникальная история ВелоБарнаула: Евгений Лузин о велотриале и нехватке активистов
Именно этот человек стал развивать в нашем провинциальном городишке 10 лет назад такое новое и безумно манящее направление - велотриал. Каждому малышу, подростку или взрослому байкеру в душе очень хочется владеть своим велосипедом лучше других. Чтобы красиво прыгать, эффектно тормозить, и при этом не "пробивать" колеса и конечно, обходиться без позорных падений! Единственный в Барнауле инструктор по велотриалу сможет научить любого, кто будет иметь желание владеть велосипедом. Сегодня вам расскажет историю своей веложизни Евгений Лузин, основатель велотриала в Барнауле, первой триальной команды, первой триальной секции. Сегодня этот успешный молодой человек имеет свой магазин-прокат и в его жизни продолжает существовать велосипед!
- Жень, расскажи как ты пришел к увлечению велосипедом?
- Когда мне было 12 или 13 лет, у меня был китайский односкоростной велосипед. Я решил его продать. Поехал на барахолку, продал его за полторы тысячи рублей, добавил к этой сумме накопленные 300 рублей и купил уже за 1800 рублей велосипед со скоростями. Вот тогда я начал кататься на этом велосипеде.
Я часто приезжал к отцу на работу на велосипеде, чтобы поковыряться в столярке с деревом и познакомился там с Виталием Тухшерером. Он ездил на работу на велосипеде и был для меня примером для подражания. Я начал вместе с ним кататься.
По воскресеньям мы собирались на барахолке (авторынок или автобарахолка раньше располагалась в районе улиц Балтийская, Попова, Взлетная - прим ВБ) с другими велосипедистами, среди которых был Юра Юминов и Евгений Качанов, чем-нибудь торговали, а потом ехали кататься на велосипедах. Соответственно, святое дело стало собираться на барахолке, торговать чем-нибудь и ехать кататься! Вот так я увлекся велосипедом и меня это очень затянуло. В то время у нас даже велосипеды скоростные толком не продавались. Чтобы купить себе более-менее хороший велосипед, нужно было съездить в Новосибирск. В те времена еще никто не заказывал из интернет-магазинов. Это было время пейджеров... У всех были пейджеры, а у меня его не было! Как давно это было!? Сейчас даже сложно такое представить!
Первую зиму родители мне запрещали кататься на велосипеде, а вот вторую запрещать мне что-то они уже не могли! Тогда начались зимние поездки в Заринск. Когда мы первый раз поехали в Заринск зимой, мне было 14 лет.
Потом была "Триада"... Клуб "Триада" нравился мне как магазин и я постоянно ездил туда. Позднее клуб начал проводить соревнования по кросс-кантри, в которых я участвовал. В каком-то году я даже стал Чемпионом Алтайского края! Мне тогда еще не исполнилось 18 лет. В "юниорах" я не катался, потому что такой категории не было.
- Расскажи какой была велосипедная тусовка 10 лет назад и как в нашем городе появился велотриал?
- Ближе к 18-ти годам мне стало интереснее на велосипеде прыгать, а не соревноваться в скорости. Здесь все оказалось еще сложнее - велосипед для этого было уж точно не найти. Сначала мы переделывали кросс-кантрийные велосипеды: занижали рамы, отпиливали сёдла, ставили какие-то тормоза на них - все это было, конечно, не надежно, и ломалось после первого трюка.
Помню, директор клуба “Триада”, Владимир Курилов предложил кататься за клуб. Это мне давало возможность покупать велосипеды и запчасти по закупочной цене. Мне выдали велоформу "Atom" и футболку с фамилией Лузин. В каком-то всероссийском каталоге “ВелоМира” я числился в команде Атом, как кросс-кантрийный райдер.
В это же время мы с Иваном Рыбцевым и Женей Коровиным начали тренироваться прыгать (первая триальная команда в городе "Охотники за адреналином" - прим. ВБ), а зимой Владимир Курилов предложил тренироваться в помещении “Триады”. Тогда мы и стали набирать школьников группу для обучения велотриалу.
Я плохо помню как мы рекламировались. "Сарафанное радио" работало хорошо и людей у нас всегда было много. В какой-то месяц занималось около 20-ти человек! Мы были одними из первых, кто это начал и поэтому пришло так много людей. Сейчас все эти люди стали друзьями. Сегодня нам очень сложно собраться и покататься всем вместе.
Первый самый крутой велосипед у нас был Atom. Когда был привоз этой марки в "Триаду", я первый купил этот вел по закупочной цене, что меня сильно радовало. На нем были гидравлические ободные тормоза magura, что было очень круто.
Спустя некоторое время уровень катания вырос и мы начали устраивать соревнования по триалу, а потом даже съездили в Новосибирск. Там мы поняли, что мы даже круче новосибирских ребят, хотя велосипеды у нас были не очень хорошие. На соревнованиях в Новосибирске мы познакомились с ребятами из Красноярска, где велотриал был хорошо развит и велосипеды у них были триальные.
Появилась несколько российских интернет-магазинов, где можно было заказать триальный велосипед. Все начали заказывать себе велы только для триала - с одной передачей, фривилами, ободными или дисковыми гидравлическими тормозами.
Спустя какое-то время клуб “Триада” развалился и остался просто спортивный магазин. Вскоре появился магазин триальных компонентов “Crazy bob” и мы начали проводить тренировки около этого магазина, собираться там. К сожалению, бизнес не пошел и магазин закрылся спустя год. Мы перестали тренироваться зимой…
Было некое затишье, я даже продал свой триальный велосипед, оставил только кросс-кантрийный. Не было желания триалить. Катался только тогда, когда нас звали в клуб на выступления. Я брал у ребят велосипед и выступал на нем.
Потом настал такой момент, что я решил опять вернуться к триалу и купил себе Stark Trial Tim на 20 дюймовых колесах. К тому времени в здании типографии “Алтай” появилось большое свободное помещение. Мы его арендовали и сделали там скейт-парк. За ту зиму мы еле-еле наскребали со скейтеров, BMX и триалистов денег на оплату и не получали никакого заработка. Зато нас стояла полурампа, квотер и мы тренировались всю зиму!
- Как обстоят дела с велотриалом сегодня?
- Сегодня наши соревнования мало похожи на соревнования. Больше развлекаем публику. Мало кто из ребят сейчас тренируется. Очень редко мы можем собраться, чтобы прокатиться, хотя велосипеды у всех очень хорошие и дорогие. У меня например сейчас велосипед GU Lee 20", который стоит 59 тысяч. Конечно, для тех, кто не знаком с велотриалом, его цена вообще не понятна. Это суперлегкий и суперкрепкий велосипед на котором можно делать любые трюки.
Последние два года я пробовал набирать группу кросс-кантрийщиков, чтобы обучать их контраварийному вождению. В 2014 году как-то с группой не заладилось - пришли ребята, которые хотели заниматься велотриалом, оттуда даже выделилось трое, которые приобрели велосипеды. Один из них, очень увлеченный парень, продолжает кататься. В 2013 году выпустил много кантрийщиков, даже женщина была (Галина Теущакова - прим. ВБ). Мы отработали базовые элементы триала, которые необходимы всем велосипедистам для езды по пересеченной местности или в городе.
- Какие изменения в веложизни города произошли на сегодняшний день?
- Велосипедистов стало больше и велосипед стал доступнее. Ты можешь пойти в магазин и выбрать себе понравившийся велосипед. Многие люди сейчас приобретают велосипед для прогулок по городу. Меня это радует. Наверное, именно они составляют основную часть всех велосипедистов. Не профессиональные гонщики, а именно любители, которые катаются на велосипедах по улицам города, уезжают кататься в Горный Алтай или еще куда-нибудь. Мне нравится, что многие ребята занялись ВМХ-ом. Велосипеды для этого вида сейчас очень доступные, в отличии от велотриала, которых до сих пор в магазинах не найти. На ВМХ даже трюки делать попроще, сразу что-то в движении получается. У некоторых, например, очень вырос уровень в этой дисциплине и они отлично катаются. Появилось такое ответвление как street, МТВ, даунхилл - я бы их объединил в одну группу. Они напокупали себе велосипедов и просто катаются на них по городу, совсем не используя по назначению. Может быть, раз в сезон кто-то из них и выбирается в Белокуриху даунхилл покатать. Радует, что некоторые пытаются модернизировать свой велосипед, заказать себе какую-то детальку. Есть с кем поговорить! Водители к велосипедистам стали относится более лояльно. Раньше велосипедист на дороге - это что-то сверхъестественное, а сейчас постоянно везде мельтешат велосипедисты. Нравится, что у нас появились туры выходного дня, когда можно съездить на выходные, не имея своего авто. Можно съездить в тур, где тебя покормят и повозят по интересным местам. Такого раньше не было, а теперь любой может вырваться в такие поездки.
- Жень, каким ты впервые увидел сайт и как ты его использовал?
- Я помню, в “Спортивном мире” была встреча (Алтайской краевой Федерации велосипедного туризма - прим ВБ). На ней был Василий Зайковский, который делал презентацию сайта. Сложно вспомнить... Кажется, сайт обладал какой-то минимальной информацией. Наверное, был только форум. Я использовал для общения, что-то купить, что-то продать, иногда писал другим рекомендации по ремонту. Еще читал новости о соревнованиях и мероприятиях, смотрел график туров выходного дня. Разделом форума “купи-продай” пользуюсь до сих пор!
- Чтобы ты добавил на сайте сейчас?
- Фотографии до сих пор надо как-то “по-корявому” размещать. Я бы сделал так, чтобы можно было на сайт загрузить фото с одного клика!
- А что добавил бы в велосипедной жизни?
- Сейчас веложизни не хватает активистов. Раньше, когда мы катались, были люди, которые что-то предлагали, старались организовать. Сейчас таких людей крайне мало и все держится на людях, которых можно пересчитать по пальцам одной руки! У многих из них, за неимением какой-то отдачи, пропадает интерес. Например, мне продвигать велотриал уже сложно и нет желания. Это же не приносит никаких денег! Складывается такое ощущение, что все делается впустую! Мне бы очень хотелось, чтобы в велотриале появился какой-нибудь молодой парень, как я десять лет назад, и стал бы продвигать это направление. Я бы ему всячески помог, все бы рассказал и очень радовался бы, что в городе продвигается велотриал.
- Представь свою жизнь без велосипеда. Какой бы она была?
- В моей жизни был переломный момент, тогда в 12-13 лет, когда я сел на велосипед. Многие вещи, которые есть в моей жизни сейчас, так или иначе пришли через велосипед. Я познакомился с очень многими интересными людьми, даже танцами я увлекся благодаря такому “велосипедному знакомству”! Если бы я не начал кататься на велосипеде, то, наверное, я был бы совсем другим человеком, не таким какой я есть сегодня. Сейчас у меня магазин-прокат горных лыж и сноубордов “Снег-boardshop”, летом - прокат горных велосипедов и мастерская, небольшой магазин и, конечно, школа велотриала. В этом году запустили еще прокат мотоциклов. Я делаю все, что мне по кайфу и это также благодаря велосипеду!
Барнаулец занял первое место на втором этапе Чемпионата Сибири по автокроссу
Trip in Russia или как путешествовать по России бюджетно и без ремонта машины
Для детей из детских домов Barnaul22 и картинг-клуба "Grand Prix" провели супердень
Открытие бесплатного сноупарка в Барнауле на посёлке Южный
ГЛК "Авальман" просит не раскатывать склоны до полной подготовки