В Беларуси планируют изменить закон «О туризме». Выиграют ли туристы и подорожают ли туры?
Сейчас для белорусского турбизнеса не просто горячая пора, а еще и время горячих обсуждений будущего закона «О туризме». В новой редакции предлагается создать финансовые гарантии. Сделать это захотели после громкой истории с российским туроператором «Натали Турс». Когда он аннулировал туры, возвращать деньги за них нашим туристам пришлось отечественным компаниям.
С одной стороны, фингарантии должны защитить туриста от ситуаций, когда по каким-то причинам туроператор не может обеспечить ему поездку. С другой, говорят туроператоры, — они не готовы платить столько, сколько определяет проект закона и в таком виде, как предлагают. О чем спорят турбизнес и чиновники?
Разработчики проекта закона хотят защитить туриста
До 28 июля на форуме Национального правового интернет-портала идет общественное обсуждение проекта закона «О туризме». Его разработчик — Министерство спорта и туризма.
Виталий Грицевич, заместитель директора департамента по туризму Министерства спорта и туризма, объясняет, что, по сути, этот закон в первую очередь должен защитить права потребителей. Чтобы в случае чрезвычайной ситуации, когда турфирма не может обеспечить туристу поездку, были какие-то финансовые гарантии и человеку покрыли его расходы.
О том, что такое нововведение планируется, было известно еще в конце прошлого года после скандальной истории с российским туроператором «Натали Турс». Тогда компания заявила, что аннулирует все подтвержденные туры с 4 июля по 30 сентября 2018 года. Сообщалось, что ситуация затронула около 400 белорусов, купивших туры, и 89 человек, которые на момент произошедшего находились на курортах. По подсчетам Минспорта и туризма, речь шла о 700−800 тысячах евро, на которые «попали» белорусы.
Компания «Натали Турс» в Беларуси сотрудничала со многими турагентствами. В основном туры продавались в Испанию, ОАЭ, Грецию, Чехию и Россию. И по белорусскому законодательству, перед туристом отвечал тот, кто заключил договор. То есть с туристами должна была рассчитываться не компания «Натали Турс», а белорусские турфирмы, которые продали туры этого туроператора.
После этой ситуации в Беларуси и подняли вопрос о разграничении ответственности туроператоров и турагентов.
— Туроператор ни за что не отвечает, все претензии — к турагенту. А турагент может отвечать только по своей марже. Он же не создает турпродукт. Он не продает блоки билетов, не заказывает гостиницу. Он продает готовый туристический продукт и получает свою маржу за продажу. А все претензии сейчас к нему. Самое главное — разграничить ответственность туроператора и турагента. […] Если мы сейчас разработаем закон с механизмом защиты, то на территории Беларуси иностранная туристическая компания сможет работать, будучи только резидентом страны и по нашим законам, — отмечал в декабре 2018 года заместитель министра спорта и туризма Михаил Портной.
В Беларуси 1482 организации, которые занимаются туристической деятельностью. Из них 281 компания — туроператоры (компании, которые формируют тур, включая перелет, трансферы и проживание). 425 компаний работают и как туроператоры, и как турагенты. 776 компания — только турагенты (просто тур продают).
По словам Виталия Грицевича в новой редакции закона роль туроператоров и турагентов разграничили. Турфирмы должны будут в договорах прописывать, кто является туроператором путевки.
— Мы хотим сделать так, чтобы клиент четко знал, каким туроператором сформирован этот тур, и если есть проблема с перелетом или гостиницей, мог сразу к нему и обратиться. Это просто ускорит процесс решения проблемы, — говорит Виталий Грицевич.
Проект закона предполагает и финансовые гарантии туроператоров. Есть три варианта, как они могут быть обеспечены. Во-первых, это могут быть банковские гарантии, во-вторых, страхование гражданской ответственности и, в-третьих, фонд персональной ответственности. Обеспечить это все должны туроператоры, а не турагенты. Для туроператоров моменты с фингарантиями — самые спорные в проекте закона.
Турбизнес считает, что из-за нововведений туры подорожают
Туроператоры объясняют, что варианты с банковскими гарантиями и страхованием гражданской ответственности — практически неработающие. До этого такие механизмы у нас в туризме не использовались.
Руслан Сегенюк, директор туроператора «Тайм Вояж», говорит, что банки считают туристический бизнес высокорискованным и назначают ежегодные платежи в 10% от оборота. Такие суммы для большинства фирм неподъемные.
— Банки не отказываются нас страховать, но суммы там просто нереальные. Да, если у турфирмы есть недвижимость, ее можно отдать в залог, тогда процент оплаты снижается, но недвижимость есть у единичных компаний.
По поводу страхования гражданской ответственности Руслан Сегенюк говорит, что это возможно и подъемно, но не в виде страхования бизнеса, а в качестве вмененного или добровольного страхования каждого туристического пакета.
То есть турист, покупая тур, может заплатить еще какую-то небольшую сумму, страхуя риски. По словам представителя турбизнеса, похожая схема с небольшими отчислениями с каждого тура работает в Польше. И в этом случае страховка у нас покрывала бы все риски и при любых обстоятельствах: сломался самолет, не заселили в отель и так далее.
В Министерстве спорта и туризма не понимают, почему турист должен оплачивать риски туроператора.
— Это обязанность туроператора сделать так, чтобы их турпродукт был безопасным и гарантированным. Я не вижу никакой логики в том, чтобы взваливать на плечи обычного туриста обязанность страховать что-то, чем он хочет воспользоваться, — говорит Виталий Грицевич.
Со своей стороны, представители турбизнеса объясняют, что в любом случае их расходы на фингарантии придется покрывать туристам. И если в случае со страхованием каждого отдельного тура это будет явно или по желанию клиента, то в других случаях — скрыто. В итоге стоимость тура вырастет, так как она будет включать прямые расходы на фингарантии и налоги на эти суммы, прочие риски. В некоторых фирмах даже говорят, что туры могут подорожать на 5−15%.
В Минспорта и туризма же отмечают, что если турбизнес резко взвинтит цены на туры, им будет заниматься Министерство антимонопольного регулирования.
— Два варианта с банковскими гарантиями и страхованием гражданской ответственности в том виде, в котором это предлагается проектом закона, практически неработающие. Ими смогут пользоваться только крупные компании с иностранным капиталом, и это неминуемо приведет к монополизации рынка, увеличению расходов турфирм, банкротствам, сокращению экспорта услуг. Количество турфирм может сократиться, особенно это актуально для регионов, произойдет сокращения рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет. Белорусский туристический продукт станет неконкурентоспособным по сравнению с онлайн-системами бронирования и иностранными операторами. Клиент, голосуя рублем, будет покупать туры напрямую в Украине, Литве, Польше, — говорит Руслан Сегенюк.
В Минспорта и туризма же уверены, что страхование гражданской ответственности — хороший инструмент. И по их словам, если эта норма закона будет принята, то страховщики готовы создать предложение.
— Если закон примут в такой редакции, то есть год на переходный период, и за этот год уже может быть разработан страховой продукт, — говорит Виталий Грицевич.
Зачем предлагают создать денежный фонд?
Еще один вариант фингарантий, который предлагают, — создание фонда. Предполагается, что туроператоры создадут какой-то союз или ассоциацию и ежегодно будут туда отчислять деньги. Если компания занимается выездным туризмом, например, формирует и продает туры в Турцию и Египет, то платит в фонд не менее 1% от оборота. Если фирма работает с иностранцами и занимается въездным туризмом, то не менее 0,2% от выручки. При этом союз или ассоциация имеет право увеличить сумму взноса в фонд до 7% от выручки.
— Белорусский турбизнес живет при выручке в год — 3−5%. И 1% от оборота — это треть прибыли. Цифры явно взяты с потолка, а механизм реализации фонда, выплат, взносов, возвратов, ответственности детально не прописан, но нас уже просят согласиться с котом в мешке. За 25 лет все громкие банкротства, происходившие на рынке, — это мошенничество. По ним заведены уголовные дела, и они никоим образом не попадают под действие ни одного из представленных в проекте закона инструментов защиты, — говорит Руслан Сегенюк.
В Минспорта и туризма подчеркивают, что если закон примут, то туроператоры сами вправе решить вопрос фингарантий. Если вариант с фондом им не подходит, то есть еще варианты с банковскими гарантиями и страхованием. При этом предложение по поводу отчислений в фонд не менее 1% от оборота — только идея.
— Это предложение, которое мы создали на основании цифр. Но этот момент обсуждаем. Если общественные объединения дадут выкладку, что нужно отчислять меньше, мы готовы это принять, — говорит Виталий Грицевич.
По его словам, если деньги по итогу года из фонда не будут использованы, то в следующем году туроператорам ничего отчислять не придется.
— Мы не собираемся каждый год увеличивать этот фонд, потому что это вымывание оборотки из туркомпании. По итогам года все члены туристической ассоциации или союза могут собраться и решить ничего в будущем году в фонд не вносить, так как фингарантий достаточно.
Турагенты обеспокоены, что закон их проблем не решит
Елена Кудлакова, директор турагентства «А», вспоминает ситуацию с «Натали Турс», когда они продавали их туры и в итоге за свои деньги проплачивали туристам отдых. На сегодня никто ничего со стороны «Натали Турс» их фирме не вернул.
— После истории с «Натали Турс» мы подняли два основных вопроса: защита потребителей и добросовестных турагентов. Если рассматривать вопрос защиты агентов, то мы видим ее в разграничении ответственности между турагентами и туроператорами. Сегодня мы получаем по турам 6−10% комиссии, а с учетом скидок и демпинга в районе 5−7%, но при этом несем за тур 100%-ную ответственность. Мы не против ответственности, если ошибка была допущена с нашей стороны. Но если турагент все сделал верно, а в ходе тура забронированные услуги не были оказаны или они были некачественными, то тут должна наступать ответственность туроператора.
По словам Елены, в законопроекте есть момент о солидарной ответственности туроператора и турагента перед туристом, и это в корне ситуацию не меняет.
— С одной стороны, благодаря долгим переговорам нам удалось добиться взаимопонимания с Министерством спорта и туризма, и в законопроект внесли пункт, где указано, что за неоказание или ненадлежащее оказание туруслуг ответственность несет туроператор. С другой — этот пункт немного противоречит принципам солидарной ответственности, о которой тоже говорится в законопроекте. Как будут работать вместе эти два пункта на практике, пока неясно.
Елена Кудлакова также пока не понимает, как будут работать фингарантии.
— Если вернуться к механизмам защиты потребителей, которые нам предложили в законопроекте, то мое мнение, что они частично скопированы с российских. Как показал опыт, они работают крайне плохо. В России из таких фондов туристы получают только 4−5% от стоимости тура, что крайне мало. К тому же суммы взносов в этот фонд, указанные в законопроекте, огромные и явно приведут к существенному увеличению стоимости туров.
Со своей стороны, Виталий Грицевич говорит, что министерство постарается учесть недоработки и недостатки законодательств других стран и сделать так, чтобы туристы могли получить из фонда в Беларуси полную компенсацию расходов на тур.
VIII Всесибирский Автомотофестиваль "Алтай 2012" им. Игоря Куликова
Ледолазы делают из открытия сезона душевный праздник для новичков
Увлекательные туры по озеру Байкал
Проведи свой досуг в компании лучшего онлайн-казино Lev Slots
Турпоток в Турцию рухнул на 78%
Полезные отзывы о семенах на Семяныч.ру. Что стоит знать перед покупкой
Металлопрокат оптом: зачем необходим каталог для успешных закупок