«В музеях есть трофеи с "Погоней"». Ищем следы белорусской истории в Швеции
Мы уже много рассказывали о том, как живет Швеция сегодня. Но зачем белорусам вообще знать об этой стране? Оказывается, у Швеции и Беларуси достаточно внушительная совместная история, где было место торговле и сотрудничеству. Как в течение столетий всё это развивалось? Куда идут белорусские туристы, приехавшие в Швецию? Мы решили разобраться в этом вместе с ученым. Шведский историк, белорус Андрей Котлярчук рассказал, где в Швеции можно найти отпечатки белорусской культуры.
- Андрей КотлярчукШведский историк белорусского происхождения. Автор книги «Шведы в истории и культуре белорусов».
«Территории Беларуси и Швеции были связаны с самого начала»
Сегодня Швеция считается одной из самых благополучных европейских стран с высоким уровнем жизни и сильными институтами демократии. И тем интереснее отмотать назад и узнать, что государственные институты на территории Беларуси появились раньше, чем на скандинавских землях.
— Полоцк упоминается в летописях уже в 862 году. Христианство пришло на белорусские земли в 988-м, а вместе с ним и строительство городов, храмов, развитие инфраструктуры. Такой рывок случился во многом благодаря тому, что белорусские земли находились ближе к центру западной цивилизации — Византии. В скандинавских странах все перечисленные процессы происходили почти на сто лет позже, поэтому долгое время для викингов из Швеции, попадавших в Полоцк (на древнескандинавском «Палтеския»), этот город казался просто огромным, — отмечает Андрей Котлярчук.
О присутствии и последующей ассимиляции викингов на территории Беларуси свидетельствуют имена первых князей и слова скандинавского происхождения, осевшие в нашем лексиконе. Например, «гандаль», «бірка», «скрыня».
— Рогволод, Рогнеда, Тур (которого некоторые историки ошибочно записали как Тора) — это все типично скандинавские имена. Ragnvald, Ragvald или «Рагвалод» по-белорусски расшифровывается как «рагн» — власть, «валд» — правление. Тур же и сегодня является одним из самых популярных имен для детей в Швеции и Норвегии, — говорит историк. — Нет сомнений в скандинавском происхождении этих князей. Разнятся лишь версии того, почему и как они появились в наших краях. Согласно одной, их нанимали сюда в качестве охранников и воевод города вместе с их дружинами. Впоследствии они достигли карьерных высот. Согласно другой, всех скандинавов манил сюда торговый путь «из варяг в греки» (на шведском известный как Восточный путь). Желая контролировать водный путь из Балтийского в Черное море, викинги, имевшие в распоряжении военные корабли, завоевывали новые территории и пришли сюда как агрессоры. Точно ответить на этот вопрос ученые не могут: летописей для полной реконструкции недостаточно. Надежда только на новые открытия археологов.
С самого начала письменной истории территории Беларуси и Швеции были связаны. Известно, что в период средневековья полоцкие купцы вели активную торговлю со Швецией через Ригу. А обратно через Полоцк в Беларусь попадала селедка.
— Взаимовыгодную торговлю перекрыли крестоносцы-завоеватели, Полоцк утратил контроль над важнейшим участком пути «из варяг в греки», стал беднеть. А уже с 16 века Речь Посполитая оказались в сфере интересов шведской внешней политики с ее желанием контролировать все порты Балтийского моря. Это было время войн, но вместе с этим время сотрудничества, — подчеркивает Андрей Котлярчук.
С 1592-го по 1599-й годы Беларусь и Швеция существовали в рамках союза двух государств. Это получилось следующим образом. Катерина Ягеллонка, княгиня ВКЛ, вышла замуж за шведского короля Юхана III. У них родился сын Сигизмунд III Ваза, который впоследствии стал королем Речи Посполитой и Швеции.
«В Швеции бывали Тышкевич, Костюшко, Цётка»
XVII и XVIII век в Беларуси прошли под знаком Первой и Второй Северных войн и действий на территории Беларуси шведских армий. Белорусы, в свою очередь, тоже попадали в Швецию. Правда, в качестве пленных.
— Увы, о судьбе этих людей нам неизвестно ничего, — говорит собеседник. — Есть исследования о русских пленных, об украинских, но пока еще никто из историков не заинтересовался биографиями людей с территории Литвы и Беларуси.
В XIX и начале XX века в Швецию попадали, в основном, образованные люди из Беларуси. Например, этнограф, меценат Евстафий Тышкевич, который приезжал к местным археологам с научными целями: пробовал организовать совместные раскопки курганов времен викингов и шведских войн. Тадеуш Костюшко по дороге из Петербурга в США после помилования царем Павлом I провел в Швеции месяц. По этой стране путешествовала писательница Алоиза Пашкевич (Цётка), оставившая заметки о поездке в своем дневнике. Затем, в период Холодной войны почти все контакты и дипломатические отношения со Швецией прекратились. Попасть туда советским гражданам было практически невозможно. Сами шведы тоже не особо стремились на Восток.
— В 1948 году в Швеции была создана первая организация белорусов «Беларуская грамада Скандынавіі», основанная эмигрантом, активистом «Таварыства беларускай школы» в Западной Беларуси Василем Лукашиком. Группа была малочисленной, — говорит собеседник. — Только в последнее десятилетие, можно сказать, отношения между народами двух стран стремительно развиваются. В Швеции теперь хватает местных, изучающих белорусский язык, а в Беларуси появились скандинависты, знающие шведский. В том числе переводчики шведской литературы.
Андрей Котлярчук уже более 20 лет живет в Швеции. По нашей просьбе он составил топ шведских мест, тесно переплетенных с белорусской историей.
Лайфхак: в Швеции, в зависимости от главенствующей коалиции у власти, меняется подход к посещению государственных музеев: «левые» делают вход бесплатным, в том числе для иностранных туристов, а «правые» возвращают плату за вход. Сейчас вход в государственные музеи в Швеции как раз свободный. Правда, пока пандемия и закрытый въезд не позволяют воспользоваться этим бонусом.
Музей корабля Ваза
Пункт к посещению № 1 для человека, который никогда ранее не был в Швеции — это, конечно, Стокгольм. Одна из главных достопримечательностей города, связанная с совместной историей, — Музей-корабль «Ваза». Он назван в честь рода, представители которого занимали королевские престолы в Швеции и Речи Посполитой.
Корабль был построен в 1627 году, и на тот момент являлся самым большим боевым судном в Европе: одних только пушек было 64 штуки. Цель была простой: выиграть в войне против Речи Посполитой. Но что-то пошло не так. Во время своего первого выхода в море корабль затонул прямо в гавани Стокгольма. Виной тому стали неправильные расчеты инженеров.
— Этот был позорный для морской истории факт, поэтому о корабле вскоре все забыли. И три столетия подряд он находился под водой, никому не нужный. В середине XX века его историей в частном порядке заинтересовался инженер Андерс Франсен, исследователь военно-морской истории. Благодаря своему упорству он смог обнаружить корабль и найти частных меценатов, вложивших в подъем судна на поверхность в 1961 году и его последующее восстановление огромные средства, — рассказывает собеседник.
Теперь это один из самых популярных частных скандинавских музеев. Корабль, лежавший на дне 333 года, прекрасно сохранился. Как и многие артефакты в нем. Например, форма моряков, резные украшения и даже элементы пропаганды: на крышке унитаза шведы рисовали портреты гетманов Речи Посполитой, таким образом «подготавливая» моряков к будущим сражениям.
— Для своего времени это судно было сродни космическим кораблям Илона Маска сегодня, — констатирует историк. — И тем интереснее, что оно напрямую связано с белорусской историей — желанием одолеть Жигимонта III Вазу и получить полный контроль над Балтийским морем.
Королевская Оружейная палата
Музей находится в подвале стокгольмского Королевского дворца. В нем много трофеев: вооружение из ВКЛ, знамена и украшения с гербом «Погоня». А еще в этом музее хранится высшая военная историческая награда Швеции — орден Иисуса, которым в свое время наградили гетмана Януша Радзивилла. Это единственный сохранившийся экземпляр ордена. До 1914 года он, к слову, находился в Несвижском замке, а потом пропал. После Второй мировой орден оказался в руках польского коллекционера Анджея Цехановецкого, который и продал его шведскому музею.
Музей Армии Швеции
Здание стоит в центре Стокгольма. И в коллекции музея тоже полно трофеев из Беларуси и Литвы XVII—XVIII веков. Украшением коллекции является парадная пушка «Мелюзина» из замка Радзивиллов в Несвиже. Это шедевр европейского литейного искусства. Для изготовления «Мелюзины» (к слову, это имя феи, духа свежей воды из средневековых легенд) Николай Криштоф Радзивилл пригласил немецкого мастера Германа Мольцфельта который создал на территории замка литейную мастерскую — «людвисарню». Искусный декор пушки впечатляет.
В трофейном зале музея Армии любители истории обнаружат множество штандартов и барабанов из ВКЛ с гербом «Погоня». В целом экспозиция позволяет ознакомиться с развитием шведской армии и даже погрузиться в атмосферу воссозданного солдатского бара, попробовав отдохнуть так, как много лет назад это делали местные солдаты.
— К слову, главная концепция музея антивоенная, поэтому значительная часть экспозиции представляет ужасы войны, — отмечает эксперт.
«Модерна музеет» — Музей современного искусства
Достаточно популярное у туристов Стокгольма место, где белорус найдет дорогие сердцу картины Марка Шагала и Казимира Малевича, а вместе с ними и работы еще сотен живописцев и скульпторов.
Могила Василия Лукашика
Василий Лукашик, воспитанник Виленского университета, бывший деятель Громады и Товарищества белорусского школы, основатель и руководитель первого белорусского объединения в Швеции «Беларуская грамада Скандынавіі» похоронен в пригороде Стокгольма — предместье Густавсберг.
— История Василия Лукашика — это история послевоенной эмиграции. Он родился в Гродненской губернии возле Белостока, переехал в Вильно, где изучал политологию и принимал активное участие в белорусском движении. Открывал белорусские школы в Польше. Попал в Освенцим, откуда смог бежать. Потом был вновь схвачен и отправлен нацистами в рабочий лагерь в Норвегии. Оттуда в 1944 году сбежал в Швецию, где и прожил оставшуюся часть жизни, — рассказывает историк. — Кладбище находится в предместье Стокгольма. Если попросить, администрация сможет провести к нужной могиле.
Замок Грипсхольм
Замок Грипсхольм в городе Мариефред расположен на острове на озере Меларен, примерно в 70 километрах от Стокгольма. Его смогут посетить те, кто приехал в Швецию на несколько дней.
Замок был построен в 1537 году и почти полностью сохранил свой первозданный вид — даже мусорные ведра внутри «трушные». Только с этой точки зрения интересно на него взглянуть: все-таки интерьер белорусских замков сильно трансформировался после ряда войн и грабежей.
— В замке Грипсхольм как раз родился король Речи Посполитой и Швеции, великий князь литовский Сигизмунд Ваза. Здесь же долго жила его мать, Катерина Ягеллонка, княгиня ВКЛ. А еще внутри замка находится государственная портретная галерея — среди картин портреты королей Речи Посполитой и русских царей.
Готический кафедральный собор в Упсале
В старинный шведский город Упсала, в 70 километрах от Стокгольма, стоит отправляться за продолжением истории Катерины Ягеллонки. В кафедральном соборе хранится красивый саркофаг, в котором она похоронена. На крышке изображен герб «Погоня».
— Катерину очень ценили и ценят в Скандинавии. Дочь миланской принцессы Боны Сфорцы и великого князя литовского Сигизмунда I Старого получила хорошее образование и, будучи королевой Швеции, внесла серьезный вклад в развитие шведской музыки, культуры и театра.
Оказавшись в Упсале, стоит посетить один из старейших ботанических парков мира — Сад Карла Линнея, и заглянуть в местную университетскую библиотеку, в которой хранится большая коллекция белорусских «старадрукаў» и рукописная Библия готов IV—V веков. Рядом с городом расположена «Старая Упсала» — фантастическое по своей красоте место древних королевских курганов. В местном ресторане можно попробовать напиток викингов — мед. В точности такой же, каким они бодрились много столетий назад.
Замок Скуклостер
Это еще один шведский замок, который построен в 1654—1676 годах. Там можно отыскать множество трофеев из Речи Посполитой вроде шляхетских сабель.
— Замок баронов Врангелей находится в очень живописном месте — на полуострове в озере Меларен, между Стокгольмом и Упсалой. Вокруг него много руин, церквей и старинные аутентичные кафе, которые беспрерывно работают с XVII века.
Остров Готланд
Настоящий остров в Балтийском море примерно в 100 километрах от материковой Швеции. Туда можно романтично добраться на корабле. Отправляются они из Стокгольма, Риги и Таллина.
— Центром Готланда является город Висбю. Это полностью сохранившийся древний город времен Ганзейского торгового союза, в который входил и белорусский Полоцк. С домами, стоящими там со времен средневековья. С руинами двух церквей, где проходят концерты классической музыки, фестивали. А в августе там организуют неделю средневековья. Для белорусов место интересно тем, что именно здесь торговали полоцкие купцы. Как знать, может, Полоцк выглядел бы так же, как Висбю, если бы не перенесенные войны и разрушения, — рассуждает историк.
— Главное в поездке — не стремиться следовать постсоветской модели туризма: успеть за три дня посмотреть 30 музеев и достопримечательностей, поставив таким образом галочку. Я рекомендую осмотр максимум двух музеев в день. Стокгольм и сама Швеция — такое место, где невозможно увидеть все залпом, сюда нужно приезжать много раз, — советует напоследок Андрей Котлярчук.Одним из домов на Готланде владеет Шведский союз писателей. Пожить там приглашали и белорусских авторов. В частности, известно, что в нем бывали Владимир Орлов и Владимир Некляев.
Партнер проекта:
Популярный слот в казино Вулкан Вегас
Обозначены сроки ухудшения обстановки с COVID в России
Нереальные «снежные» горы Египта стали туристическим хитом
Велогонка для барнаульских любителей пройдет 1 июня в Сухом логу
Лучшие акустические панели по доступным ценам