И снова велодорожки в Барнауле. Продолжение темы
Тема велодорожек не хочет утихать! И отлично! Сегодня дал интервью для газеты "Московский Комсомолец на Алтае" и решил опубликовать его в своём блоге.
1. Можно ли сейчас в Барнауле свободно пересесть с автомобиля или общественного транспорта на велосипед и использовать его в дальнейшем как средство передвижения?
Можно или нет - вопрос личный. Множество людей уже пересели. Другой вопрос в том, комфортно это или нет. Для тех кто на велосипеде катается везде, всегда, в любое время года и в любую погоду - это особого значения не имеет. Но для большинства людей это проблема. В соответствии с ПДД велосипедист должен ехать по правой стороне проезжей части. Да с недавних пор есть некоторые исключения допускающие движение по тротуару, но это исключения. Для полноценного скоростного передвижения по городу на велосипеде именно как на транспорте (а не как на средстве для проведения свободного времени) необходима сеть хорошо продуманных велосипедных дорожек. Чтобы велосипедист был уверен в том, что его не собьёт автомобиль, а пешеход не решит поменять направление перед ним. Предчувствуя возражения скептиков “ой, да велосипедистов мало, зачем велодорожки нужны” - сразу отвечу. А откуда в условной деревне “Светлый путь коммунизма” появится автомобильное движение, если в ней только колея для трактора и то плохая? В велосипедной ситуации всё аналогично - не велосипедные дорожки должны появиться потому что велосипедистов много, а люди станут пересаживаться на велосипеды, когда у них будет уверенность, что на велосипеде им быстрее, проще, безопаснее и полезнее доехать из спального района в центр на работу.
2. Где в Барнауле можно разместить безопасные велодорожки или велополосы
На этот вопрос к сожалению нет однозначного ответа. Это очень сложное и трудоёмкое проектирование, которое должно быть не в рамках одной улицы или квартала, а в рамках решения инфраструктурного вопроса, в рамках города. Объективно - велосипедная дорожка на одной взятой улице никому не нужна. Если её построить, то она будет пустовать и все потом будут тыкать пальцем и говорить - “вот видите, это впустую потраченные деньги”. И будут правы! Велосипедная дорожка должна быть частью дорожной сети города. Она должна создавать не для галочки “В Барнауле есть велодорожка”, а решать проблему быстрого и безопасного передвижения из пункта А в Б на велосипеде. У “Городских проектов” кстати недавно вышла целая книга на тему правильного строительства велосипедных дорожек, основанная на лучших мировых примерах внедрения! Не просто несколько страничек текста, а книга, отвечающая на огромное количество вопросов и рассматривающая не меньшее число возможных ошибок и просчётов. Если городская администрация пообещает учесть правила этой книги, я с радостью куплю и подарю её от имени ВелоБарнаула человеку, который будет ответственным за создание велодорожек! Ведь при строительстве велодорожки необходимо физически отделить её от проезжей части и тротуара точно так же как сейчас тротуары отделены от дорог для автомобилей. В комментариях к моим возражениям, которые я у себя в блоге написал, к проекту велодорожки на Ленинском проспекте Барнаула один московский велосипедист более чем красноречиво написал - “Не допустите повторения ошибок столицы. В Москве несколько десятков километров "велодорожек", которых лучше бы не было. … Лучше направлять усилия и ресурсы в нужное русло.”
3. Что мешает нашему городу развивать велодвижение и насколько это реальная перспектива?
Мне кажется главная проблема - это отсутствие желания у городской администрации. На втором месте видимо будет поиск источника финансирования, хотя если появиться желание, то возможности непременно найдутся. Ведь и “Москва не сразу строилась”. Если провести необходимые исследования трафика, разработать общую концепцию “по уму”, учесть все тонкости и нюансы, вынести всё на общественное обсуждение и на основе этого сделать проект создания сети велосипедных дорожек, то потом по этому проекту можно было бы расставить приоритеты и ежегодно вводить в строй 5,10 или 15 км велодорожек. Я уверен что на это можно найти бюджетное финансирование без проблем. Город у нас не сильно большой и такие темпы могли бы в итоге через несколько лет привести к тому, что Барнаул стал бы первопроходцем в России, заимев настоящую, по европейски качественную и удобную велосипедную инфраструктуру. А ведь такого ещё никто не делал в нашей стране. Утопия? А я так не думаю! Уверен, что это задача вполне реальна!
4. Многие горожане, которые и должны в первую очередь овелосипедиться, работают, как правило, в офисах. А это значит, что им обязательно нужно решать, где на работе они могут принять душ и переодеться в штатское после своего вояжа. И мало кто из работодателей может и хочет предоставлять такую инфраструктуру. Как вы рекомендуете выходить из данной ситуации?
В середине 2000-х я ездил на работу и парковал свой велосипед прямо в офисе на 5 этаже. В конце 2000-х я ездил из коттеджного посёлка около Аэропорта в центр уже на другую работу. Бывало всякое, иногда приезжал грязнющий с ног до головы. Но вопрос душа и стоянки велосипеда я смог решить без проблем и очень быстро! Оказалось что в подвале есть душевая! В то время когда все стояли в пробках и напихивались в автобусы “как селёдки”, я с ветерком преодолевал эти 16 км, парковался на охранямой автопарковке под видеокамерами и на работе сидел уже освежившись в душе и полный энергии. По моему продуктивность труда значительно выше в такой ситуации, чем после получасового стояния в пробках… Кстати, а откуда данные, что “мало кто из работодателей может и хочет...”? Уверен, что мало кто спрашивал! Имейте ввиду, что никто не сделает что-то за вас, пока вы сами об этом не попросите! Будьте настойчивей, объединяйтесь в группы единомышленников и берите начальство штурмом! Начните с малого - попросите, чтобы выделили вам место для хранения велосипеда. Велопарковка, корпоративная автопарковка, подвал, офис, подсобка, склад или ещё что-то… Вариантов масса! Попросите предоставить душ. Не исключено что он уже есть, просто вы об этом не в курсе! Согласитесь, что сделать одну-две душевых на офисное здание - это даже не проблема, а иллюзия проблемы. Можно банально один туалет переоборудовать. Да и цена вопроса по сути копеечная. Уверен, что в этот душ в жаркий день очередь будет, причём не только велосипедистов, но и пешеходных сотрудников!