Закон о квадрокоптерах 2016. Идём по пути запретов или детские вертолётики ставшие террористической угрозой.

06.07.2019 15:41

Что случилось?
В конце декабря 2015 российские законодатели приняли поправки в Воздушный Кодек РФ и 30 марта 2016 они вступают в силу. Вокруг этих поправок много шума и в первую очередь из-за того, что когда они были поручены правительством РФ, то они были призваны систематизировать сферу деятельности связанную с полётами сверхлёгких беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), то есть радиоуправляемых квадрокоптеров и вертолётов. Я предметно изучил эти поправки и вчера задал вопросы транспортному прокурору г.Барнаула. О том что удалось прояснить и какие вопросы остались - чуть ниже.

Что получилось в результате принятия поправок?
А получился, если честно полнейший бред. С 30 марта все БПЛА у которых максимальная взлётная масса больше 0,25кг (да-да! 250 грамм!!!) обязаны проходить государственную регистрацию, сертификацию и получать разрешение на полёты на основании предоставленного в соответствующий орган плана полёта. Взлётная масса - это масса самого летательного аппарата + масса груза который он может поднять. То есть например масса игрушки 500гр и она может поднять в воздух 300гр. Итого взлётная масса 800гр. Кстати, если вы мечтали быть командиром воздушного судна, то ваша мечта теперь как никогда близка к исполнению! Купите вертолётик на алиэкспресс за 1000рублей. Человек управляющий им по закону отныне зовётся "командиром воздушного судна". По сути это и есть все поправки.

Комментарий специалиста
Я задал несколько вопросов транспортному прокурору г.Барнаула. Почему ему? Потому что он заведует ведомством, которое следит за испольнением Воздушного Кодекса РФ и в том числе принятых поправок. Из разговора стало понятно, что их ведомство находится в некотором замешательстве и они склоняются к тому, что до момента вступления в силу этих поправок будут приняты дополнительные подзаконные акты, которые внесут ясность по многим вопросам и регламентируют процесс регистрации и другие бюрократические процедуры. А пока что имеем следующее:

  • Регистрация и сертификация всех БПЛА проводится РосАвиацией.
  • Ближайшее представительство РосАвиации в г.Новосибирск
  • Разрешение на полёты выдаёт РосАвиация
  • Отслеживает прокуратура полёты в том числе по фотографиям и материалам в прессе, а так же иными способами в сотрудничестве с полицией и другими ведомствами.

Международный опыт
Раз уж сами законодатели в пояснительных записках равняются на США, приводя в пример то, что там в конце 2015 так же приняли закон о регистрации дронов, то давайте рассмотрим американскую систему более подробно. Регистрация дрона в США проходит по e-mail. Заявитель указывает свои ФИО и контактные данные. В ответ он получает так же по электронной почте свидетельство о регистрации в котором указан его личный номер. Этот номер он должен нанести на все свои беспилотники. То есть регистрируется пилот, а не квадрокоптер. Ни каких планов полётов и сертификации. Всё просто, понятно и пока что даже бесплатно, а потом это будет стоить символические 5$. Для США это вынужденная мера в связи с тем, что с одной зарплаты средний американец может позволить купить 4 квадрокоптера DJI Phantom 3 Professional стоимостью 1200$ каждый. Для сравнения в нашей стране по официальным данным статистики человеку надо работать 3 месяца чтобы приобрести этот девайс, а по факту мне кажется что даже больше. Это я не к тому, как глубоко мы провалились с состоянием экономики и курсом нашей национальной валюты, а к тому, что в США это крайне актуальная проблема и дроны распространены повсеместно и в большом количестве, что безусловно потребовало ввода некоторых ограничений (запретная зона 5 км вокруг аэропортов и ограничение в 120 метров по высоте полёта) и регистрации.

Закон о квадрокоптерах 2016. Идём по пути запретов или детские вертолётики ставшие террористической угрозой.

Моё мнение
С 30 марта для того чтобы запустить на улице радиоуправляемый вертолётик с сыном вам необходимо его (вертолётик, а не сына) зарегистрировать, сертифицировать и получить разрешение на взлёт, предоставив план полёта. Врядли это быстрая процедура, по этому заявку подавайте за пару недель до планируемой прогулки. В заявке в РосАвиацию нужно чётко прописать, что вы собираетесь пролететь от песочницы до качелей 24 метра, потом в сторону лестницы ещё 17 метров, и если повезёт и не сядет батарейка (а у детский вертолётиков она садиться очень и очень быстро), то возможно дотянете 21 метр до скамейки с бабульками, которые заподозрят в вас наркомана, а в вашем сыне террориста и пожалуются на вас "куда следует". "Куда следует" передаст дело в транспортную прокуратуру и независимо от наличия всех сертификатов, разрешений и регистраций вас будут судить, где вы будете доказывать, что вы законопослушный гражданин. Ну вы поняли, что речь идёт о полном бреде и абсурде, ведь просто нелогично и неразумно, что одно и тоже ведомство будет сертифицировать Airbus A380 взлётной массой 560 тонн, Boeing 777-300ER взлётной массой 351 тонна и радиоуправляемую китайскую игрушку взлётной массой 251 грамм (0,000251 тонн) или квадрокоптер со взлётной массой 1,5 кг.

В который раз законодательство даёт не толчок к развитию, а идёт по пути запретов и ограничений, приравнивая игрушки к авиации, квадрокоптеры с камерой к военным беспилотникам, прикрываясь тем, что дроны могут быть использованы террористами. Ну что за бред? У меня перед глазами сразу картинка как террористы собираются с помощью дрона что-нибудь нашкодить, но узнают что необходима регистрация и разочарованные отказываются от своих коварных планов. Тогда давайте запретим кухонные ножи, потому что ими можно убить, телефоны, потмоу что с их помощью общаются террористы, автомобили, потому что на них могут ездить террористы, а, как сказал Павел Дуров, запретить слова, потмоу что с их помощью общаются террористы. В реальности как раз для них это не создаст проблем, а проблемы получает и без того скудный бизнес по продаже радиоуправляемых игрушек и квадрокоптеров, радиолюители, авиамоделисты и фотографы вроде меня. Вот в упор не понимаю кому хуже стало от того, что моя фотография вошла в 10ку лучших на международном конкурсе фотографий, сделанных с квадрокоптера SkyPixel Contest 2015, благодаря чему в Австралии, Америке, Канаде и др странах узнали что на Алтае красивая природа (и где вообще этот самый Алтай), а фотку любительского рождественского фейерверка в центре города растиражировала практически вся местная пресса.

Да, я полагаю регулирование этой сферы необходимо. Как минимум необходимо чётко прописать запретные зоны вокруг аэропртов (военных частей или ещё чего-то), чтобы не создавать опасности для полётов гражданской авиации. Но это не означает что надо фактически взять и запретить всё что радиоуправляемое и летает.

Интересно, а что будет если все начнут в РосАвиацию подавать по 3 заявки в день на полёты квадрокоптеров? А по закону они будут обязаны всё это дело рассмотреть, сопоставить с полётами гражданской и военной авиации, пролётов метеозондов, планов запусков ракет, военных стрельб и ещё кучи параметров. И всё ради того, чтобы я сделал фотографию, ну скажем пригорода Барнаула с высоты около 70 метров с квадрокоптер, который на высоте 25 метров уже мало кто способен различить на фоне неба, потратив на это примерно 2-3 минуты...

UPDATE
Решил пройти все круги ада и зарегистрировать свой квадрокоптер в Росавиации, как это мне предписывает сделать закон. Но не тут то было!

fb90c02ef5adf7a8b364034857af45a7.jpg
Если вкрадце, то регистрировать ничего они не будут, потому что не хотят заниматься такой ерундой, как регистрация игрушек.

© «Алтай Экстрим» 2008-2023

Политика конфиденциальности | Правила пользования сайтом

Карта сайта: XML | HTML | Контакты

X

altaex.ru

Вверх