Наверное, несколько лет назад было бы верно сказать: "Парапланеризм в нашем регионе - это одно из популярных направлений экстремального спорта!" Сегодня такая фраза загонит в тупик большинство пилотов. Дело здесь вовсе не в происшествии на Чемпионате России. Сейчас в процессе затухания находится единственный алтайский парапланерный клуб "Крылья Алтая". О том, сколько пилотов готовится сейчас к полетам в "Крыльях Алтая", какой уровень алтайского парапланеризма и какие изменения в нем скоро произойдут, а так же о том, как меняет жизнь цветное крыло мы поговорили с нынешним руководителем парапланерного клуба "Крылья Алтая", Филиппом Ракевич.
- Филипп, расскажи как и при каких обстоятельствах ты попал в "Крылья Алтая"?
- Сколько себя помню, мечтал летать! Клеил самолетики, отец рисовал мне самолеты, прыжки с гаража с простыней, в подростковом возрасте написал повесть, в котором центральное место было отдано сверхлегкой авиации! Став взрослее, прыгал с парашютом, увлекся авиамоделированием (радиоуправляемым). Строил и покупал самолеты, тестировал, запускал и разбивал... Как-то познакомился одним человеком на форуме авиасибири, он разделял мое хобби, и он мне как-то обмолвился, что пошел учится летать на параплане. Я слышал про параплан, но думал это все недоступно простому смертному. Я подался вместе с ним. Вот так и попал в клуб "Крылья Алтая" осенью 2007 года. Вся моя жизнь сильно изменилась с тех пор!
- Что именно изменилось в твоей жизни с приходом параплана?
- Что изменилось? Изменилось, честно говоря, почти все! Наконец-то у меня появилось занятие, помимо работы и личных отношений, которому я мог отдаваться с полной самоотдачей, с горящими глазами. Наконец-то я исполнил свою мечту - я начал летать! Появился повод для путешествий не по туристическим местам - Непал, Гималаи (Север Индии), ну и поездки в другие летные места России и ближнему зарубежью. У меня появилось много новых друзей из клуба, с которыми я стал тесно общаться в обычной жизни, вне полетов. Я стал иначе смотреть на привычные вещи и на жизнь в целом. Когда ты занимаешься экстремальным видом спорта, совсем иначе воспринимаешь текущий день и свое будущее. Как бы проще ко всему относишься, по настоящему ценишь то что у тебя есть сейчас.
- Какой у тебя сейчас опыт полетов?
- У меня относительно невысокий уровень. Я не имею спортивных амбиций, скорее - пилот выходного дня. Однако я летал в серьезных горах - Гималаи, Бир, предгорья Аннапурны и участвовал в соревнованиях в Курае и Алма-Ате. Никаких особенных способностей я за собой не чувствую (есть пилоты с "гравицапой"), но за шесть лет я уже набрался опыта, которым могу поделится.
- Ты три года занимаешься руководством клуба и подготовкой учлетов. Скажи, сколько сейчас людей занимаются в "Крыльях"?
- Сложно сказать. Многие летают самостоятельно и не являются членами клуба, не вносят взносов, но все равно, де-факто, мы считаем их "нашими", а есть люди которые сдают взносы, регулярно приходят на встречи, но при этом не летают или ездят на полеты изредка. Можно сказать в клубе примерно 20-25 человек.
- А сколько из них - опытные пилоты или пилоты с большим налетом?
- Очень мало! Можно пересчитать по пальцам. Однако, нам есть чем гордится! Выходец из нашего клуба, Дарья Краснова - чемпионка мира, вторая в рейтинге FAI в женском зачете.
- Какой уровень алтайских пилотов в сравнении с другими регионами?
- Ну, это не мне судить, а судьям на соревнованиях! Отличные пилоты есть везде, в том числе и у нас на Алтае. Парапланеризм - вид занятия несколько особенный, оценить уровень, кроме как на соревнованиях, достаточно сложно, но, и на соревнованиях может просто не повезти с погодой, с условиями, с настроем... и "слиться" может даже опытный пилот. Новичок же может улететь на длинный маршрут, потому что "случайно унесло потоками".
- Кстати, как обстоят дела с новичками в клубе? Сколько их в этом сезоне и каковы их успехи?
- Этот сезон на удивление неудачный в смысле пополнения. Погода, кстати выдалась весьма удачная, кроме мая. Весной я, как инструктор, читал лекции и ко мне собралось на занятия около 12 человек. Когда дело дошло до практических занятий, стало поменьше и это нормально. А когда начались уже регулярные выезды, то ездить стали единицы... Сейчас у меня два активных учлета, причем они не входили в первоначальную группу. Это грустно. Получается, все мои усилия прошли впустую.
- Как ты считаешь, в чем причина?
- Не знаю. Наверное, у нас остаются летать только самые настырные или настоящие фанатики полетов. Как мы говорим: "Парапланеризм не может стать частью твоей жизни, вся твоя жизнь станет парапланеризмом". Видимо, эта группа была не такой, у них другие приоритеты в сезоне. А кто хочет искренне летать, те находят и время, и возможность, и быстро учатся, чтобы летать самостоятельно.
- Скоро лётный сезон завершится. Кстати, когда будет закрытие сезона и планируется ли какое-то мероприятие на закрытие?
- Клуб имеет 30-ти летнюю историю и свои традиции, мы всегда открываем и закрываем сезон. Обычно проводятся местечковые соревнования, фуршет. В этом году тоже будем закрывать. Обычно это проходит в конце сентября.
- Когда теперь "Крылья Алтая" объявят набор в группу новичков?
- Вот это как раз больной вопрос! 🙂 Сначала нам надо определится, кто будет руководителем и инструктором, так как я заканчиваю эту деятельность с концом сезона.
- А уже есть кто-то, кто хотел бы тебя заменить? Кто-то подходящий по опыту?
- Что-то пока на горизонте не видно! 🙂 Клуб - это ответственность, решение вопросов, но, в то же время, это не коммерческая организация, а общественная... У нас никто ответственности не любит 🙂 Назвать кого-то я затрудняюсь пока. Вот соберем клуб в конце сезона и посмотрим на активность.
- У "Крыльев" солидный возраст и за это время не сложилась "преемственность поколений"? И за три года никто не проявлял инициативы в замене тебя?
- В этом-то и вся проблема. Раньше клубом управляли "ветераны", но сейчас они все ушли. А молодежь, к сожалению, покупая свою снарягу и летая самостоятельно, не испытывает необходимости в клубе. Получается, что времена изменились, все автономны, и это уже не столько клуб, сколько сообщество самостоятельных пилотов. Соответственно, желания как-то помочь, проявить инициативу, ни у кого не появляется. Ну, или почти ни у кого. Людей можно понять, все взрослые, имеют свои дела, семьи, кучу проблем, никому не хочется вешать на себя еще и проблемы клубные.
- Ты же смог "повесить". У тебя тоже дела, растет малыш, строишь дом. Ты-то успеваешь. Кстати, как к твоему увлечению и занятиям с учлетами относится семья?
- Ну, во-первых так было не всегда, жизненные обстоятельства меняются со временем. Во-вторых, я искренне хотел что-то дать клубу. Сейчас считаю, что я отдал, что мог.
Через меня прошло более 50-ти учлетов. Пусть из них летает 10-15 человек, но все равно это результат. Благодаря этой активности увеличился фонд снаряжения в клубе, закупили импортные подвески, несколько новых крыльев, запаски. Я думаю, это уже неплохо. Жаль, что в этом году из 10 клубных комплектов максимум используем два.
Что касается семьи, жена разделяет со мной увлечение. Я ее тоже обучал и даже купили снаряжение. С рождением ребенка, все конечно поменялось... Впрочем, я знаю примеры, когда пилотесса активно летает, имея трех маленьких детей! 🙂
Во всяком случае, мы всегда друг друга поддерживаем в своих увлечениях и занятиях, я считаю, что в здоровой семье иначе быть не может. Однажды, мне как-то задали дилемму: "Или я или параплан". Выбор был очевиден! 🙂
Естественно, приходится иногда выбирать. Не так давно пришлось оставить жену одну в семейный праздник и уехать на занятие с учлетами. А ученики на тренировку не приехали...
- Какие твои планы после того, как сдашь функции руководителя и тренера в "Крыльях"?
- У меня сейчас трудный период: стройка дома, маленький ребенок. Завязывать летать я, конечно, не собираюсь. Из клуба выходить тоже. Буду помогать по возможности, как и должен любой член клуба. Потрачу освободившее время на организацию выездов в другие летные места. Например, соберу группу на полеты в Непал. Почему нет? Ребята подросли, им просто нужно указать, в каком направлении двигаться.