Весенний велопоход по горам Алтая
05.07.2019 21:13
О весеннем велопоходе по горам Республики Алтай, с прохождением тропы Иня - Тюнгур и посещением Уймонской степи, общением с алтайцами и пограничниками, клещами и теоретически с кабанами и медведями.
Немного сухих цифр:
Протяжённость маршрута, км и дни | 274 километра и 4 дня |
Регионы | Республика Алтай |
Точки маршрута | пер.Семинский, Туэкта, Онгудай, пер.Чике-Таман, Купчегень, Иня, Инегень, зим.Сок-Ярык, Тюнгур, Ак-Кобы, Уймонская степь, Усть-Кокса |
Участники | Зайковский Василий, Зайковская Алёна |
Первый день.
Вечером на машине выехали из Барнаула. Переночевали уже на базе Динамо на Семинском перевале. Тепло, комфорт, удобства. Утром выгрузили велы из машины, упаковались и в 10.00 выехали. Погода была солнечная, но снега на Семинском было много. Горнолыжный склон в снегу, можно сезон в конце апреля закрывать. Выехав к стелле «Семинский» мы заметили большое скопление военных машин. Кипишились чего-то мужики рядом в форме. Солнышко припекало, но когда мы уже летели вниз от ветерка было прохладно. Километров через десять нас обогнала машина ДПС и попросила прижаться к обочине. За ней проехали несколько машин с надписями «ОМОН». Видимо бунт непокорных алтайцев подавлять. По дороге до Онгудая Васёк старательно передразнивал всю встречающуюся на пути живность. Особенно забавляло общение с баранами))) Думаю, что некоторые из них шарахались не от велосипедиста, а от блеющего велосипедиста!
Вечером на машине выехали из Барнаула. Переночевали уже на базе Динамо на Семинском перевале. Тепло, комфорт, удобства. Утром выгрузили велы из машины, упаковались и в 10.00 выехали. Погода была солнечная, но снега на Семинском было много. Горнолыжный склон в снегу, можно сезон в конце апреля закрывать. Выехав к стелле «Семинский» мы заметили большое скопление военных машин. Кипишились чего-то мужики рядом в форме. Солнышко припекало, но когда мы уже летели вниз от ветерка было прохладно. Километров через десять нас обогнала машина ДПС и попросила прижаться к обочине. За ней проехали несколько машин с надписями «ОМОН». Видимо бунт непокорных алтайцев подавлять. По дороге до Онгудая Васёк старательно передразнивал всю встречающуюся на пути живность. Особенно забавляло общение с баранами))) Думаю, что некоторые из них шарахались не от велосипедиста, а от блеющего велосипедиста!
Перед Онгудаем мне дико захотелось спать. Если учесть что приехали на Семинский мы в час ночи, а спать легли в 2, то это нормально. В Онгудае попробовали найти энергетик, но безуспешно. На выезде из села зашли в кафешку. Жрать хотелось, глаза разбегались. Я заказала лагман, редбул, компот и трубочку с вареной сгущенкой. Вася долго колебался, соизмеряя свои желания и силы, в итоге взял борщ и манты. На деле оказалось, что с наполнением трубочки меня обдурили. В ней был крем, да еще и масляный! Все остальное уплела за обе щеки. Васенька справился, естественно, быстрее и ждал меня на улице. Пока мы заказывали обед к кафешке подъехали блюстители местного правопорядка, что-то купили, вышли. Один из них стал пристально разглядывать наши велы, потом присоединился другой. Как говориться мелочь, а приятно.
Перед Чике-Таманом алтаец на девятке притормозил и спросил «Довезти?», на что Васёк со смехом ответил «не для того ехали!». Для меня Чикет второй раз брался труднее (до этого я заезжала на него зимой). С груженым рюкзаком и 77 километрами за спиной приходилось рассуждать сама с собой на самые философские темы дружбы, счастья, веры и любви, потом просто вспоминать разные имена. Потом Васёк сказал что он считает до 10 на каждый педаляж, и поэтому так энергично успевает обогнать и ещё фотографии и видео на память делать. Философствования на вечные темы мне поднадоели и на остаток перевала я использовала метод мужа. На вершине какой-то чувак из Красноярска спросил откуда мы. Вася ответил, что мы с Барнаула, на что тот удивился и спросил сколько дней едем. После Васиного ответа он удивился еще больше и отстал. На спуске я поняла, что спуски не люблю и очень боюсь, что перегреются тормоза. А вот Васёк наоборот – ещё и вкручивал как умолешённый. Чике-Таман позади.В Купчегени всё как обычно – жизнь идёт своим чередом, детишки играют в волейбол через школьный забор, а автобусная остановка используется в качестве скалодрома подрастающими первоклашками. Вот уже и сотня километров пройдена, а вот и сортир с самым живописным обзором на планете. Расположен перед Еломаном на краю обрыва и двери в нём нет, дабы не прятать от клиента красоты среднего течения Катуни.
После Ини, отъехав несколько километров, сворачиваем по указателю «Инегень», спуск, река, подвесной мост, другой берег. Стоит брошенный старый «москвич». Нам он ни разу не интересен, поэтому после подъёмчика каменистого и узенького выезжаем на хорошую прямую дорогу. На этой весёлой ноте в восемь часов паркуемся на ночлег на симпатичной полянке, где, видимо, останавливаются и большие группы. В промежутке между сытным горячим ужином и крепким туристическим сном подводим итоги дня:
Дистанция: 140 км
Время в пути: 7:28 (Васёк), 8:02 (Алёнка)
Средняя скорость: 19.24 км/ч (Васёк), 16.3 км/ч (Алёнка)
Максимальная: 73 км/ч (Васёк), 52 км/ч (Алёнка)
Время в пути: 7:28 (Васёк), 8:02 (Алёнка)
Средняя скорость: 19.24 км/ч (Васёк), 16.3 км/ч (Алёнка)
Максимальная: 73 км/ч (Васёк), 52 км/ч (Алёнка)
Второй день.
О ужас! Проснулись в 10.00. решено будильник ставить на следующую ночёвку. Во время сборов подъехал УАЗик с алтайцами в защитного цвета форме. Предъявили красные корочки, с печатью, голографией и попросили поглазеть наши документы. Глянули, спросили куда едем, пожелали счастливого пути и свалили.
О ужас! Проснулись в 10.00. решено будильник ставить на следующую ночёвку. Во время сборов подъехал УАЗик с алтайцами в защитного цвета форме. Предъявили красные корочки, с печатью, голографией и попросили поглазеть наши документы. Глянули, спросили куда едем, пожелали счастливого пути и свалили.
Выехали со стоянки мы аж в 11.30. Быстрее не позволило мое сонно-тошнотное состояние да и, как следствие, собирал вещи один Васенька. Через несколько метров началась прижимавшаяся к скалам дорога, и мы поменяли мне контакты на обычные топталки. Я в них чувствовала себя увереннее, чего не скажешь о муже который остался верен контактным педалям. На одном из скальных прижимов нас догнала быстрая «таблетка» и пришлось вжаться в скалу, пропуская её. После первых скальных тропок мы поднялись на небольшое плато, которое сменилось шикарным гравиечным спуском, на котором я опять боялась, что перегреются тормоза. Там же я второй раз пощупала намытые каким то древним всемирным мегапотопом осыпи. Не такие высокие как перед Инёй, но все же.
Докатив по спуску к Инегени, мы резвенько поехали по селу. Как ожидалось и предсказывалось, местные буручаи нас вниманием не обделили. Но крики «Эй! Стойте!» на нас не возымели ровно никакого действия, кроме увеличения каденса. Жозенько смотавшись от них перед выездом из села мы брали первый брод. Еще покрытый хорошей коркой льда. Дорога вверх, Инегень сзади, а значит вниз. Взяв несколько енбольших бродов и один прилично большой, но еще покрытый льдом мы остановились на обед у зимовья Сок-Ярык. Пока мы кушали, радуя свои желудки отменным горячим кормом, взор окружающими великолепными пейзажами, а тела замечательной летней погодой, как стадо баранов к ручью подбежало стадо баранов. Напились и так же как стадо баранов рванули в первом попавшемся направлении. Какие то турбованные они.. пешком вообще не получается передвигаться.
На развилке дорог вопрос стал ребром. Куда идтить? Вниз но не по карте или вверх, но по карте? Уйдя вправо, мы поползли вверх, где опять встретили небольшую развилку. Здесь после небольшой пешей разведки ушли опять же по карте, но уже левее по тропе на страшноватый спуск. Страшен он был тем, что это была просто тропка, проложенная пешими, а, как следствие, между камней и довольно крутая. Сначала мы по ней ехали, а потом решили-таки не рисковать и без того дурными головами спешились. Тормозные диски испаряли в одно мгновение любое количество вылитой на них воды. Когда эта тропа почти спустилась к воде, мы поняли, что ступили, пропустив поворот налево на первой развилке. Там шла нормальная дорога, по которой легко можно было ехать! ))
Спустившись окончательно к нормальной дороге, прогнав немного в сторону Тюнгура шаставших там лошадей, мы спокойно двинулись по маршруту. Собственно вот она первая цель маршрута – Тропа Иня-Тюнгур во всём её великолепии!
В 19.00 мы встали на ночевку у реки Казнахта. Завтра нам предстояло штурмовать ее вброд или как-то переправляться по шаткому мосту из трех поваленных деревьев. Расположились мы под большим деревцем на изрытой кабанами поляне. Покушали и подвели итоги дня.
Дистанция: 31,6 км
Время в пути: 3:18 (Васёк), 3:26(Алёнка)
Средняя скорость: 10,7 км/ч (Васёк), 8,4км/ч (Алёнка)
Максимальная: 45 км/ч (Васёк), 40,9 км/ч (Алёнка)
Время в пути: 3:18 (Васёк), 3:26(Алёнка)
Средняя скорость: 10,7 км/ч (Васёк), 8,4км/ч (Алёнка)
Максимальная: 45 км/ч (Васёк), 40,9 км/ч (Алёнка)
Третий день
Проснулись мы в 7.00, а собрались в 9.00. Сегодня у меня самочувствие было получше, но так же странно таращило. Чуть больше 20 минут мы переправляли вещи по мостику, после чего двинулись по тропе вверх, выползая из ущелья в котором ночевали. Медленно тащась вверх я про себя и вслух ругала этих тупых животных которые испортили всю дорогу. Ну не могли они искать червей и всяческих насекомых хотя бы не на тропе! Невозможно же ехать!
Проснулись мы в 7.00, а собрались в 9.00. Сегодня у меня самочувствие было получше, но так же странно таращило. Чуть больше 20 минут мы переправляли вещи по мостику, после чего двинулись по тропе вверх, выползая из ущелья в котором ночевали. Медленно тащась вверх я про себя и вслух ругала этих тупых животных которые испортили всю дорогу. Ну не могли они искать червей и всяческих насекомых хотя бы не на тропе! Невозможно же ехать!
Выйдя из ущелья и оценив тропу дальше, мы в очередной раз удивились отсутствию мозгов у джипперов, которые тут лазили в 2006 году. Уклончик тропы и для вела-то был страшноват! Вася снял с ноги трех жирных клещей, я только одного. Укусить не успели, но для прибавления моего темпа хватило, что они вообще были.
Встретив на пути один брод, через который был перекинут сносный деревянный мост, мы вышли к нормальной дороге. Ей мы были так рады, что решили отметить конец тропы обедом. Примерно через километр от зимовья мы переправились через речку Тургунда. Васенька вышел сухим, даже прыгая по камням с велами, а я же налегке умудрилась засунуть ногу в воду, подержать её там и высунуть обратно. После брода Васёк заинтересовался табличкой «Внимание! Приграничная зона! Проезд по документам, удостоверяющим личность». Кому-то из местных она не очень-то понравились и ее пробили из дробовика. Сфотавшись у нее и вспомнив про проверку паспортов вечером первого дня мы двинулись дальше.
На въезде в Тюнгур стоял указатель 70 км и знак начала села. Закупившись в местном магазинчике пряниками и печеньем, покрутили педали дальше. И вот оно свершилось! Навстречу прошли двое пеших туристов! Ура! Мы не одиноки в этих горах!
Не доезжая с. Ак-Кобы спустились к реке и встали на ночевку.
Дистанция: 62,7 км
Время в пути: 5:30 (Васёк), 5:36 (Алёнка)
Средняя скорость: 12,5км/ч (Васёк), 10,4км/ч (Алёнка)
Максимальная: 47 км/ч (Васёк), 39 км/ч (Алёнка)
Время в пути: 5:30 (Васёк), 5:36 (Алёнка)
Средняя скорость: 12,5км/ч (Васёк), 10,4км/ч (Алёнка)
Максимальная: 47 км/ч (Васёк), 39 км/ч (Алёнка)
Четвертый день
Пробуждение настало часов в 7 и собирались опять до 9. Еще вчера к вечеру погода стала портится и стало холодать. При сборах обнаружили, что все наши вещи изучают полчища тараканов с крылышками. Пришлось перетрясать все вещи. Еле избавившись от них (несколько все же поехали с нами), выехали на дорогу. Сегодня в планах была вторая цель нашего велопохода - Уймонская степь. Моё самочувствие оставляло желать лучшего – дышалось очень трудно и сильно доставал кашель. Уймонская степь – странная штука. Вокруг горы в дымке на горизонте, а по обе стороны дороги распаханные поля. Было ощущение что попали домой и едем сейчас где-то по полям Алтайского края. До поворота на Мульту и чуть дальше над нами издевалась крупноячеистая гравийка, которая незаметно переросла в нормальный асфальт. К Усть-Коксе горы приблизились, и пытка 30-ти километровой строго прямолинейной и скучной дорогой закончилась. Погода узрев, что вторая цель похода благополучно достигнута и выполнена сильно огорчилась, что поход наш подходит к концу и начала плакать…
Пробуждение настало часов в 7 и собирались опять до 9. Еще вчера к вечеру погода стала портится и стало холодать. При сборах обнаружили, что все наши вещи изучают полчища тараканов с крылышками. Пришлось перетрясать все вещи. Еле избавившись от них (несколько все же поехали с нами), выехали на дорогу. Сегодня в планах была вторая цель нашего велопохода - Уймонская степь. Моё самочувствие оставляло желать лучшего – дышалось очень трудно и сильно доставал кашель. Уймонская степь – странная штука. Вокруг горы в дымке на горизонте, а по обе стороны дороги распаханные поля. Было ощущение что попали домой и едем сейчас где-то по полям Алтайского края. До поворота на Мульту и чуть дальше над нами издевалась крупноячеистая гравийка, которая незаметно переросла в нормальный асфальт. К Усть-Коксе горы приблизились, и пытка 30-ти километровой строго прямолинейной и скучной дорогой закончилась. Погода узрев, что вторая цель похода благополучно достигнута и выполнена сильно огорчилась, что поход наш подходит к концу и начала плакать…
Усиливающийся дождь стал окончательным фактором в выборе решения искать вокзал в Усть-Коксе. Местные ответили, что вокзала у них нет, но «езжайте в центр, там найдете на чём уехать». На вопрос о местонахождении центра все махали рукой и говорили «Там. Увидите.» И мы увидели. Центр у них обозначался магазином с названием «Центральный». Напротив него стояло несколько таксующих машин и микриков. Сторговавшись на 400 с каждой особи человеческого и велосипедного происхождения, мы погрузились в автобус, который еще долго плутал по селу заезжая то за вещами одного из пассажиров, то ожидая, пока расправится с какими-то делами другой.
Выехав из Усть-Коксы торопившегося водилу тут же остановили гаишники. Алтаец, эмоционально пообщавшись с ними, еще долго доказывал свою правоту пассажирам. Женщина сидевшая перед нами, на вид русская, расспрашивала нас о маршруте. Очень удивилась, что мы пошли весной, потому как там медведи проснулись уже и голодные гуляют. Я поёжилась, а Вася только хихикнул. Специально смолчал, чтобы меня не пугать.
После с. Сугаш и мостом через речку Еланда стоит приграничный пост. Миновать его можно только перетащившись через хребет в районе села. Пост как пост. Попросили документы. Инстинктивно вспомнив табличку на тропе, мы спокойно подали паспорта. Нас попросили пройти в избушку пограничников. Кто бы знал, что мы оказывается нарушили пограничный режим. Как оказалось войти то в него можно, а вот выйти без спецпропуска нельзя! Вообщем час перепираний ни к чему не привёл. Это реальный развод на деньги от ФСБ. Они доказывали что с той стороны перед Тюнгуром есть табличка указывающая, что проход только по «документам удостоверяющим личность и спецпропускам», которые надо за 30 дней до похода заказывать. Даже фотография таблички не являлась убедительным доводом. Погранцы звонили какому то полковнику, который упёрто заявлял что там про пропуска написано. Вообщем заколебали и мозги все протёрли. Васёк говорит – выписывайте штраф и мы сваливаем, надоело уже. Но не тут то было. Протокол один остался. Еле как смогли договориться и объяснить, что мы муж и жена, типа одно целое, семья, давайте нам один протокол. Вообщем 500р. На столике пограничников была замечена наклейка "ВелоНСК" в укромном уголке. Видимо тоже рябата попадали. К вечеру мы на Семинском. Погружаемся в машину, которая терпеливо дождалась нас на базе. В 20:00 в закусочной «Берёзка» в Шебалино заправляемся вкусным пловом, булочками и чаем. В час ночи мы в Барнауле.
Горы, до встречи!
Продолжение темы:
- Зимовка с ребенком во Вьетнаме. Плюсы и минусы 2018-го года
- Индия. Кочин - другая, западно-индусская жизнь
- В самолёте с ребенком: мифы и лайфхаки
- Стоит ли ехать смотреть башни По Нагар с ребёнком?
- На водопады Ба Хо с маленьким ребенком
- Совместный сон с малышом. Плюсы и минусы для родителей в путешествии
- Дубайский Чудо-сад или парк цветов (Dubai Miracle Garden)
- Индия: в поезде с малышом
- Малайзия: Что посмотреть в Куала-Лумпуре с маленьким ребенком?
- В парк бабочек Куала-Лумпура с маленьким ребёнком
Онлайн казино Вулкан – лучшие лицензионные автоматы
Туристов обвинили в новом штамме коронавируса 20A.EU1 и второй волне пандемии
Египтянин назвал российской туристке 7 качеств русских женщин, от которых они без ума
Большой выбор двухспальных кроватей в Казани
Кемер собрал 70% туристов, прибывших в Анталию