Авторизуйтесь на сайте, чтобы создать свой блог

Дорожное движение во Вьетнаме

06.09.2017
Не верьте тем, кто говорит, что на дорогах в Азии хаос. Если вы чего-то не можете понять - то крайне некорректно называть это хаосом. Впервые в пучину азиатского дорожного потока мы окунулись в Шри-Ланке. Поэтому восприятие Вьетнамского дорожного движения проходило уже на подготовленной почве и не вызвало шока. Ниже я поделюсь 3-х месячным опытом вождения байка во Вьетнаме, расскажу подробно о всех участниках дорожного движения и их особенностях.




Дорожное движение во Вьетнаме лишь на первый взгляд хаотичное, страшное и непредсказуемое. Неподготовленный человек, приехавший во Вьетнам впадает в ужас от этого неиссякаемого потока мопедов. На самом деле тут вполне комфортно и безопасно, как бы дико это не звучало. Для понимания сути происходящего, давайте сравним дорожный поток с горной рекой, которая плавно и гармонично обтекает все препятствия и сливается с впадающими в неё другими реками. Если бросить камень в такой поток воды, то ничего страшного не произойдёт! Река не остановится, она плавно будет обтекать препятствие!

Так и дорожное движение во Вьетнаме. Главное правило - никаких резких движений, независимо от того, переходите ли вы дорогу пешком или управляете байком. Хочу попробовать систематизировать тонкости и нюансы дорожного движения во Вьетнаме для пешеходов и байков.

Для начала пару слов о видах транспорта на дорогах и психологических особенностях водителей каждого вида.
  1. Мопеды, мотоциклы. Это основная и наиболее предсказуемая часть трафика. Стоит учитывать что поворотниками мигают крайне редко, стопсигналы зачастую не работают. Важно помнить, что на мопеде можно перевести всё без ограничения по ширине и высоте.
  2. Вело и моторикшы. Чувствуют себя ущербными, а на ущербных как известно не обижаются, чем они и пользуются. Могут ехать как и где угодно, могут позволить себе подрезать автобус или груженый бетоном грузовик. Это однозначно категория беспредельщиков.
  3. Автомобили. Их всё больше и это будущая проблема Вьетнама. Большинство автомобилистов аккуратны и неторопливы, но считают пешеходов ничтожествами.
  4. Таксисты. Отдельная категория. Это 100% беспредельщики как и рикшы. В целом сложилось впечатление что все таксисты ещё вчера крутили педали велорикшы. Тот же гонор и беспредел, не умеют ездить, габаритов авто не чувствуют, разворачиваются где хотят, даже если это перекрёсток на узкой улице. Их стоит опасаться.
  5. Грузовики и автобусы. Самые скоростные твари на дорогах Вьетнама. В целом адекватны и предсказуемы, но имеют свойство очень громко бибикать, подкравшись сзади.



Пешеходы

1. Как перейти дорогу во Вьетнаме. Даже не надейтесь что если вы переходите дорогу по “зебре”, то вас пропустят. Помните сравнение с горной рекой? Она не остановится ни на мгновение, если вы в неё войдёте. Будьте внимательны, идите вперёд медленно и всегда смотрите на надвигающийся на вас поток транспорта. Тут важен визуальный контакт. Даже не вздумайте ускорится и побежать - это прямая дорога в больницу. Идите медленно и уверенно, все мопеды вас объедут, другой транспорт лучше пропустить. О своём намерении НЕ пропускать вас, вам сообщат миганием фар.


2. Тротуары. Забудьте об этом! Вьетнамцы не ходят пешком, они ездят на байках, а значит тротуары им не нужны. Тротуары используются как парковка, мусорка, столовая, магазин, парикмахерская… Справедливости ради стоит отметить что в Ханое и Хошимине тротуары всё таки есть.



Это не продажа арбузов, это типичный тротуар:


А это не парковка для автобуса, а тоже тротуар:


А это продажа новогодних украшений. Разумеется на тратуаре.


Транспорт.
Теперь самое интересное - ПДД Вьетнама (Понятия Дорожного Движения :)) Именно так, потому что дорожное движение во Вьетнаме подчиняется в большей степени понятиям, а не правилам.
  1. Использование сигнала. Бибибка используется исключительно с одной целью - предупреждение о своём наличие. “Осторожно, я здесь, вдруг ты не заметил”. Если вам бибикают это не значит что вас просят свалить подальше, как в России. Для общей безопасности вас предупреждают и не более. При езде на байке это очень полезно, потому как в зеркало другой байк сзади или сбоку можно и не заметить. Примеры: обгоны, перестроения в плотном потоке, закрытые повороты, пешеходные переходы. Бибикнул - предупредил о своём присутствии.
  2. Бибибка, часть вторая :) Если вы стоите в первом ряду светофора, то будьте уверены что ровно за 2 секунды до зелёного сигнала вас сзади оббибикают. Тут принято начинать ехать ровно за 2 секунды до того как погаснет красный.
  3. Использование тормозов. Тормоза придумали трусы, а Вьетнамцы, народ отважный! Во Вьетнаме любые препятствия и помехи принято объезжать, а не останавливаться и пропускать. Горная река, она и есть горная река. Несколько раз видел как тормозили трое мужиков своими тапками об асфальт. Кроме того, стопсигналы часто не работают, а если работают, то не информативны, потому как рука зачастую касается рукаятки тормоза во время движения и стоп светится в режиме нонстоп. :)
  4. Движение по прямой. Независимо от того в какой полосе вы движетесь вам обязательно попадётся встречный транспорт. Это нормально, просто объезжайте, можно даже не бибикая. Особенно это актуально, для крайней правой полосы. Тут иногда прям дополнительная полоса со встречным движением появляется.
  5. Объезд препятствий. Пешеходов принято объезжать сзади. Тем самым это безопасно для пешехода и для транспорта. Но стоит учитывать, что у русских туристов есть свойство метаться по дороге, пытаясь увернуться от потока и непредсказуемо прыгать вперед-назад как курица на деревенской дороге. Внезапные новые участники дорожного движения (п.7) тоже обьезжаются. Торможение, особенно резкое, чревато тем, что сзади вас догонят.
  6. Светофоры и знаки. Они есть, большинство их соблюдает. Но не все...
  7. Выезд с прилегающей территории. Например с переулка или на перекрёстке. Редко кто смотрит в вашем направлении, выезжают и всё. В этой ситуации, если вы едите по дороге на байке, у вас два варианта - притормозить и пропустить, либо смотри п.1. Бибикнуть и предупредить о своём присутствии. Чаще всего в вашу сторону посмотрят и притормозят.
  8. Движение по полосам. Крайняя правая полоса традиционно для байков, рикш, велосипедов. Остальные полосы для более крупного транспорта. На междугородних трассах очень большие асфальтированные обочины и знаки предписывают на байке ехать именно по обочине. Мы так и делали, выезжая на дорогу лишь для обгонов.
  9. Проезд перекрёстков. Тут особенно интересен поворот налево! Во Вьетнаме он осуществляется по очень необычной траектории, которая имеет свои преимущества! Поворот налево на перекрёстке чаще всего проходит так: выезд на встречную полосу вплоть до обочины, поворот вдоль обочины, плавное возвращение по встречной полосе после поворота обратно. По началу эту кажется каким то суицидом, но по прошествии некоторого времени уже и сам начинаешь это использовать. Главное преимущество такого манёвра - отсутствие остановок, резких торможений и ускорений. А значит он более логичен и безопасен! На встречке вас объедут, и у вас после поворота будет запас на то чтобы немного набрать скорость и влится в свою полосу. Тоже самое актуально для выезда с прилегающей территории с поворотом через встречку - никаких прямых углов! Ручей впадает в горную реку под плавным углом и аккуратно сливается с основным потоком!
Пробки, парковка, дтп
Парковать мопед надо только на тротуаре! Если вы его оставите на проезжей части это чревато эвакуатором, особенно на центральных улицах. Видели неоднократно как грузовик пачками собирает мопеды под присмотром полиции. У современных торговых центров есть хорошие (хоть иногда и платные) парковки. Чаще всего они защищают от дождя, хотя во Вьетнаме на этот счёт никто не заморачивается.


В Нячанге пробки отсутствуют. Даже на центральных улицах в час пик движение может быть очень плотным, но движение будет, чего не скажешь о Хошимине :)


При всей насыщенности трафика, на удивление за 3 месяца я увидел лишь две аварии! Одна из них по собственной инициативе "гонщика" - ехал по улице с односторонним движением и врезался в мусоровоз (контейнер на велосипедных колёсах, который вручную перемещается от дома к дому, потому как централизованные мусорки во Вьетнаме отсутствуют). Вторая авария - это единственное реальное ДТП которое я увидел, все живы, немного поцарапались. В России ДТП встречаются значительно чаще.


На этой весёлой ноте пожалуй и всё, что я хотел рассказать о дорожном движении во Вьетнаме. Мы по приезду купили Б/У мопед и все наши передвижения были исключительно на нём. Вообще байк во Вьетнаме даёт невероятную свободу - мы ездили на нём везде и всегда, в любую погоду и даже за 200км в Муйне в гости к знакомой из Барнаула, которая живёт в Юго-Восточной Азии уже много лет. Если вы будете соблюдать те правила, о которых я написал выше, то ощутите в полной мере удобство и безопасность этого вида транспорта!